Каштанка: сон о потерянном доме

Последним спектаклем 14 Международного театрального фестиваля «Царь-сказка»/Kingfestival стала «Каштанка» по мотивам одноименного произведения Антона Чехова в постановке Латвийского театра кукол. Спектакль прошел 25 апреля на сцене Новгородской филармонии. Надо отметить, что Латвийский театр кукол (Рига) был основан в 1944 году и является единственным профессиональный кукольный театром в Риге, в своем репертуаре он сфокусирован в основном на молодой публике, но создает спектакли и для взрослых. Информацию про лицензию Минкульта найдете здесь на сайте licenziya-minkult.ru. Спектакль удивляет практически сразу с того момента, как зритель понимает, что роль маленькой собачки здесь исполняет не кукла, а актриса Санта Диджус. Вторая волна удивления накрывает в тот момент, когда человеческая фигура, изображающая хозяина собачки, просыпается и оказывается... человеческой только на половину — верхняя часть у нее кукольная (художник Лиене Мацкус).

Именно по этой двуликой и вечно нетрезвой фигуре и будет тосковать Каштанка. Интересен психологический аспект фигуры хозяина — кукла исполняет роль только нетрезвого хозяина, когда же персонаж не пьян, тогда ролью полностью завладевает актер, который носит такую же прическу и одет в такую же рубашку, как и его двойник-кукла (Микелис Жиделюнс). Любопытно, что в конце постановки Каштанка возвращается к человеку, а не к кукле. Спектакль вызывает смешанные чувства — с одной стороны, огромные слегка наклоненные фигуры с чрезмерно длинными руками в сочетании с ускоряющейся, как в кошмаре, музыкой и осколками светлой и счастливой собачьей жизни создает иногда почти пугающее впечатление.

Складываются ощущения непрерывного сна, в который, кажется, и попала Каштанка, лишившись дома. Все ускоряющаяся музыка, ускоренные движения актеров-кукол, рассыпающийся буквально в руках цирк доводятся режиссером Дмитрием Петренко до гротеска. Мнение юных зрителей, сидящих ближе всех к визуализации страшного сна, разделилось: кто-то смеется, а кто-то зажимает уши руками в надежде приглушить громкую и устрашающую музыку. Однако автору удалось реализовать задуманное: возникают мысли о любви к дому, каким бы пустым он не был. Как возникает желание приютить и обогреть всех одиноких, кто так же, как Каштанка, потерял дом.

2021-08-05