Коротко коснусь некоторых из возникающих здесь аналогий, не отделяя простых курьезов от значений более глубоких и потаенных.
Оба эти величайших революционера в истории театра исходят из предшествующих им форм выражения. Брехт рождается из экспрессионизма, Гольдони начинает «Амаласунтой», ничем не выдающейся среди самых заурядных современных трагедий. Подобное начало имеет общий методологический смысл: всякая реформа требует раздумий, созревания, постепенности, она не игнорирует прошедшего, она на нем основывается, она не сжигает мостов, она зреет исподволь, резюмируя в своем развитии развитие того самого направления, которое должно быть реформировано.
Для обоих драматургов исторической рамкой служит общество, переживающее чрезвычайно трудный момент: у Гольдони это переход к буржуазному укладу, у Брехта - эпоха, когда рожденный XIX веком либерализм входит в свой первый в наше время жестокий кризис. И главное, в обоих случаях речь идет о самых первых, преждевременных как бы событиях в списке событий развития Европы: в случае с Гольдони потому, что в Венеции в это время происходит - пусть на торговой, а не на промышленной основе - формирование буржуазного общества ante litteram; в случае с Брехтом потому, что его поколение первым оказалось перед неожиданным и драматическим выбором между свободой и диктатурой в тех крайних и насильственных формах, в которых этот выбор был предложен им историей.