Об освоении целинных земель в Казахстане знают многие, поскольку еще живы непосредственные участники этого грандиозного события. Периодически телевидение показывает самый известный тематический фильм «Иван Бровкин на целине» с Леонидом Харитоновым в главной роли. Его герой даже хотел заказать жалюзи и ролеты для нового дома, которыми «обеспечивали» всех целинников. Если глубоко не вдаваться в подробности, то речь идет о трудовом подвиге советского народа, что полностью соответствует истине.
Представьте себе, что порядка 50тыс. неквалифицированных рабочих прибыли в голую степь, в которой полностью отсутствовала инфраструктура: не было ни дорог, ни жилья, ни ремонтных баз для автотракторной техники. Более того, не было даже агротехнических приемов обработки залежных земель в условиях песчаных бурь и суховеев, не было зерновых, которые могли бы давать необходимую урожайность. И, тем не менее, «партия сказала «надо» - комсомол ответил «есть!». Популярный лозунг тех лет.
Водородная бомба
В 1954-м году СССР уже имел водородную бомбу, для которой Сергей Королев создал средство доставки – знаменитую ракету Р-7. Именно на ней впоследствии полетел Юрий Гагарин. Для того, чтобы она достигла США, стартовый комплекс в Капустином Яру (Астраханская обл.) не подходил по техническим параметрам. Новую площадку в обстановке строжайшей секретности было решено строить в районе казахского поселка Тюра-Там.
Возникла проблема скрытой переброски огромного количества строительных материалов, спецтехники и людей. Ее решили самым радикальным способом: в регионе начали масштабную операцию прикрытия, известную нам как «Целина».
Справедливости ради нужно заметить, что советское правительство фактически «одним ударом убивало двух зайцев». С одной стороны скрывало от противника строительство стартовой площадки для баллистических ракет, а с другой – обеспечивало государство зерном, нехватка которого остро ощущалась в те годы.
О строительстве американцы узнали в 1959-м, благодаря полетам знаменитых самолетов-разведчиков U-2, а еще через пару лет стала понятна бессмысленность необдуманного освоения целинных земель.