Кроме того, сама политика нашего театра - подготовка, развитие, воспитание новой публики, находившейся еще в стадии формирования,- разворачивалась на материале других, не менее актуальных тем, далеко еще не исчерпанных. Да и политическая обстановка в стране - холодная война, замораживание демократического развития, достигшее своего пика в период кабинета Шельбы,- неизбежно обрекала бы пьесу Брехта на исключительно идеологическую трактовку и превратила бы подлинно эстетическое явление в только антиправительственную полемическую декларацию.
Наконец, одолевало меня и еще одно сомнение: правильно ли вообще приступать к брехтовскому театру и, следовательно, к решению проблемы эпического театра с такой пьесы, как «Dreigroschenoper»2, произведения, относящегося к определенному отрезку истории, произведения, с которого эпическая драма лишь начинается, произведения, стилистически противоречивого, или лучше обратиться к пьесе, стили-стически безупречной и законченной, созданной в пору зрелости автора - к «Mutter Courage1? Только спустя много времени наше желание наконец-то осуществилось. А это означает, что большая часть былых трудностей была нами преодолена. Многие обстоятельства благоприятно изменились. Хотя, разумеется, не идеально. Результат, который дает театр, всегда лишь приблизителен.
Выбор «Трехгрошовой оперы» предполагает систематическую, рассчитанную на годы работу над драматургией Брехта. И мне сейчас кажется, что именно «Трехгрошовая» представляет собою самую «подходящую» пьесу для того, чтобы ввести и актеров, и публику в театр Брехта. Несмотря на ее идейные и эстетические недостатки, несмотря на путаницу, существующую в оценках «Оперы», несмотря на мифологизацию ее буржуазией, несмотря на отрицательный пример фильма Пабста, несмотря на то, что эпическая теория Брехта получила здесь выражение, еще весьма далекое от совершенства, несмотря на все прочие проблемы, «Трехгрошовая опера» кажется нам полезнейшим материалом для решения проблемы Брехта. Даже сами ее противоречия и могут сыграть положительную роль при встрече Брехта с итальянской публикой.