И вот это, мне кажется, и есть исходная точка для конкретного разговора.
И снова о разных планах «Лира».
Исторический план: борьба классов, все случившееся с Лиром, его королевством, его дочерьми, их мужьями, юным Эдмундом и юным Эдгаром, старое и молодое - как сюжет.
План старости и молодости.
План пути познания через страдание.
План пути познания через безумие; безумцы настоящие, и те, кто притворяется безумцами, и те, кто вынужден притворяться,- правда и видимость.
Вначале Лир не должен выглядеть, очевидно, подчеркнуто старым.
Разумеется, он здесь самый старый, но его старость не так уж заметна. Он старится постепенно, к концу. Старость - это то, что он обретает.
Может быть, поэтому только в самом конце Лир произносит реплику о своем возрасте: «восьмидесяти с лишним лет» (а может, он просто хочет сказать «очень старый», уточняя цифру лишь до этого предела).
Это после пробуждения-просветления Лир стал спокойным старцем, который знает, что он уже перешел за земной предел. До этого он старик, который не верит, что в самом деле стар. Его реплику в самом начале «We crawl toward death» нужно понимать иронически: «Доплестись до гроба налегке»- мы плетемся, мы влачимся, как черви. А он еще сильный, властный, он еще повелевает, он может быть вспыльчивым, великодушным, упрямым, несправедливым. Лир может еще позволить себе иметь сотню молодых рыцарей, с которыми он охотится, чревоугодничает, буйствует; он может проголодаться, он может ударить слугу. Он стар лишь по годам и по положению (все другие моложе его).