В могучем хоре «Расходилась, разгулялась» Мусоргский со всей страстью художника-демократа показал отвагу и удаль русского народа, его пылкую любовь к свободе - то есть качества, которые позднее, когда народ, пройдя школу суровых испытаний, поймет, что Лжедимитрий не кто иной; как авантюрист, предающий родину, породят великую силу, способную покончить с интервентами и с их слугами, спасти и освободить родину.
Образ народа в «Борисе Годунове» ярок, конкретен, реально ощутим. Хоровые партии дифференцируются Мусоргским: бабы у него то наивно старательны, простоваты, то не лишены ехидства, мужики - одни «смышленые», чувствующие себя в курсе дела, другие словно бы не понимающие смысла происходящего... Характеристику народа, которая дана в хоровых сценах, дополняют выделенные из массы персонажи, яркие, рельефные, характерные.
Чего стоит, например, один незабываемый Митюха: он прикидывается простоватым, а сам себе На уме и весьма критически настроен по отношению к боярским затеям. Или Хозяйка корчмы, веселая, разбитная, радушная и тоже осмеивающая представителей государевой власти. Это и разудалый беглый монах Варлаам, гуляка и пьяница, и второй монах - Мисаил, с виду смиренный, но плутоватый, верный спутник Варлаама; их-то уж в сочувствии Борису и боярам никак не заподозришь.
Столь же ярко и реалистично обрисованы в опере и образы представителей иного социального круга. Мудрый летописец Пимен - неумолимый обличитель преступлений Бориса перед будущими потомками; коварный и злобный интриган Шуйский; снедаемая страстью честолюбия, высокомерная и обольстительно прекрасная Марина; алчущий власти, величия и славы Григорий Отрепьев; наконец, Борис - преступный царь, трагически обреченный, осужденный народом. Источник: http://www.21portal.com.