«Кромо»: кроме множества других компонентов, он олицетворяет собою также и «почтенное» повседневное ремесло. Урок смиренного, трудного, неблагодарного профессионализма, глухого к критическим увещеваниям, но таящего в себе глубокую, бессознательную любовь. «Театр-ремесло».
«Котроне»: резюме всех возможных матриц театра. И среди них не последняя - это урок веры в возможности поэзии. Приглашение поверить - как это делают дети - в игру, в уловки искусства, не спрашивая причин, не ища определений. «Театр - чистая фантазия». Котроне - это, может быть, обобщенное отражение лица зрелого Пиранделло в абсолютном блеске противоречий между Формой и Сущностью, Видимостью и Истиной, Фантазией и Реальностью. Хоть он и отказался от борьбы, чтобы добровольно запереться на Вилле Неудача> его вполне можно представить себе в труппе актеров: Кот-р0не - это место встречи, драматическая стыковка двух миров.
Ненаписанный финал «Великанов» дает возможность сделать из пьесы, так точно датированной и так тесно связанной со стилевыми особенностями определенного исторического момента, нечто принадлежащее нашему времени. Вопросы, которые даже после стольких происшедших в пьесе событий так и не получили своего разрешения, проецируют смысл этой истории прямо в нашу сегодняшнюю жизнь. Ведь мир Великанов стоит и за нашими плечами. Великаны внутри нас, среди нас, вокруг нас. Великаны - это вечная ловушка искушений и злоупотреблений, ловушка системы, ловушка повседневной жизни; и таким образом, эта сказочная история - поэзия-театр бедных актеров, так слепо, так нежно и так, скажем прямо, антиисторично привязанных к искусству как единственному своему спасению,- эта история распахивается прямо в наше время.