Отрицая насильственные средства борьбы, писатель отказывался признать существующий порядок справедливым и уже тем самым противостоял «охранителям».
Стремление рассмотреть великого художника во всей сложности, выделив его гуманизм, его определенную близость к демократическим идеям, сказалось в книгах В. Я- Кирпотина и А. С. Долинина. Резко отрицательно встреченные критикой, эти исследования не прошли бесследно для развития достоевсковедения. Они подрывали доверие к сложившимся стереотипам, побуждали к перепроверке некоторых общепринятых оценок, доказывали невозможность втиснуть взгляды писателя в рамки предвзятых схем.
Между тем интерес к Достоевскому усиливался вместе с дальнейшим повышением культурного и нравственного уровня советского общества, возрастанием его духовных и эстетических запросов. Интенсивной разработке его наследия способствовала сложившаяся после XX съезда КПСС в литературоведении, как и в других областях науки, обстановка.
В 1960-е годы успешно и плодотворно шло освоение художественного творчества Достоевского: его поэтики, стилистики, образного строя жанров, проблематики, его взаимодействия с мировой культурой. Исследования Л. П. Гроссмана, А. С. Долинина, В. Я. Кирпотина, Б. М. Эйхенбаума, А. А. Белкина, В. В. Виноградова, Т. Л. Мотылевой, Г. М. Фридлендера, Л. М. Розенблюм и других литературоведов все более проясняли и подтверждали гуманистическую направленность произведений писателя, демократические тенденции в его взглядах.
Даже те критики, которые подчеркивали реакционность политической позиции Достоевского, признали гуманизм художника, отразившего стихийный протест «униженных и оскорбленных» против существующего порядка, защиту человеческого достоинства в обществе, построенном на эксплуатации и власти денег.