Между тем городища - остатки укрепленных центров общественно-политической жизни населения возникли ранее, например в Северной Буковине в «Град» IX в. содержит некоторые функциональные элементы будущего города (stadt) в собственном смысле. Часть поселений, по X. Рюссу, стала городами значительно позднее, многие так и не развились в город. Поселение, обозначенное термином «город», и позднее содержит существенные качественно-структурные отличия (негородские, похожие на городские и городские поселения), покрывая различные типы развития древнерусских городов.
В современной западногерманской историографии спорным остается вопрос о роли внешней торговли в образовании русского города. Следуя, с одной стороны, В. О. Ключевскому и, с другой - Ст. Болину, часть специалистов, как, впрочем, и советских, продолжают настаивать на ведущей роли внешней торговли в образовании городов.
Так, Г. Шрамм не видит археологических доказательств развития внутренней торговли, а главным фактором развития древнерусских городов, в том числе и Киева, который он называет торговым городом, считает экспорт мехов и рабов. Причем последние якобы были исключительно русского происхождения, на что, по его мнению, указывает совпадение терминов, обозначавших раба (sclavus) и славянина. Одновременно Г. Шрамм ошибочно полагает, что вся внешняя торговля была организована варягами.
К. Гёрке отказывается, впрочем не очень последовательно, от идеи ведущей роли внешней торговли в образовании древнерусских городов. Следуя мнению советских историков о вторичной и второстепенной роли транзитной и внешней торговли в противовес внутренней, ориентированной на ближайший сельский рынок, он указывает, что все ранние новгородские берестяные грамоты касаются лишь вопросов ремесла и торговли.
К. Гёрке даже упрекает В. Л. Янина за недооценку ремесла и торговли в первые столетия существования Новгорода и считает, что уже в конце XIV в. появились массовые товары, такие, как лен и конопля, а новгородское хозяйство, несмотря на потребности в хлебе и благородных металлах, носило автаркический характер.