Вот как описывает эту часть переговоров генерал Гальдер: «Фюрер поднял вопрос об уплате Испанией долгов, которые она сделала в период гражданской войны (1936-1939 гг.). Суньер ответил, что «испанцам непонятно подобное смешение идеализма и материализма», что фюрер ведет себя, как «мелкий еврейский торгаш».
В конечном счете было условлено, что Испания приступит к погашению своих долгов, в частности, путем поставок в Германию промышленного и сельскохозяйственного сырья, однако выплаты будут производиться постепенно в течение длительного периода.
Гитлер был взбешен тем, что «иезуит» Серрано Суньер и «неблагодарный трус» Франко «всячески расхваливают Германию», а «помочь ничем не хотят». Но вводить войска в Испанию без согласия каудильо он не решался, так как в его планы отнюдь не входило затевать войну с испанцами. В надежде уговорить своего «протеже» Гитлер решил лично встретиться с Франко.
Первая и единственная встреча двух диктаторов состоялась 23 октября 1940 г. в Эндайе, недалеко от испано-французской границы. Каудильо специально задержал свой поезд, чтобы прибыть на станцию, где его ждали Гитлер и Риббентроп, с опозданием на целый час. Объясняя причину, он сказал одному из сопровождающих:
- Это самая важная встреча в моей жизни. Я должен прибегать ко всякого рода ухищрениям, и это одно из них. Если я заставлю Гитлера ждать, он будет психологически подготовлен с самого начала.
Гитлер предложил своему собеседнику объявить войну Англии в январе 1941 года и осуществить совместную испано-германскую операцию по захвату Гибралтара. Со стороны Германии в ней приняли бы участие 20 дивизий, включая несколько танковых. Они прошли бы через всю испанскую территорию с севера до юга. По расчетам фюрера, Гибралтар должен был перейти в руки Германии и Испании 10 января 1941 г.