И если бы торжество франкизма помешало осуществлению глобальных планов нацизма, Гитлер без колебаний пожертвовал бы своим испанским «протеже».
О том, что дело обстояло именно так, а не иначе, свидетельствуют материалы секретного совещания политических и военных руководителей Германии, которое состоялось 5 ноября 1937 г. В этот день Гитлер пригласил к себе военного министра генерал-фельдмаршала фон Бломберга, главнокомандующего сухопутными войсками барона фон Фрича, главнокомандующего военно-морскими силами адмирала флота Редера, главнокомандующего военно-воздушными силами Геринга и министра иностранных дел барона фон Нейрата. Стенографическую запись совещания вел полковник службы генерального штаба Хосбах.
Документ, который отныне доступен для анализа историков, представляет в новом свете взаимоотношения между гитлеровской Германией и франкистскими мятежниками.
Высказывания Гитлера, сделанные в узком кругу единомышленников, показывают, насколько упрощенными являются оценки, согласно которым франкистский мятеж был простым порождением политики гитлеровской Германии, а Франко был всего лишь марионеткой в руках Гитлера.
Приведем дословно ту часть стенографической записи, которая касалась испанской войны:
«Учитывая ход событий, фюрер считает, что не предвидится скорое окончание военных действий в Испании. Если учесть время, которое затрачивал Франко для проведения своих наступательных операций до сих пор, то возможно, что война продлится еще примерно три года. С другой стороны, с точки зрения Германии, стопроцентная победа Франко является нежелательной. Напротив, мы заинтересованы в продолжении войны и в сохранении напряженности в районе Средиземного моря.
Франко, безраздельно владея Пиренейским полуостровом, исключит возможность дальнейшего итальянского вмешательства и пребывания итальянцев на Балеарских островах.