Эта речь ознаменовала собой первый открытый призыв видного политического деятеля к развертыванию «холодной войны» капиталистических государств против и его друзей в Восточной Европе.
Сорок лет спустя американский дипломат Джордж Кеннан признает:
- На значительной части европейской территории России разрушения надо было видеть, чтобы поверить в их реальность. Было очевидно, что только на восстановление понадобится несколько лет. Весь русский народ чувствовал потребность в мире и был охвачен жаждой мира... В этих условиях Советский Союз просто не мог представлять никакой военной угрозы.
Но в те времена Кеннан вместе с другими американскими (и английскими) официальными лицами настойчиво раздувал миф о «советской угрозе». Именно он явился автором «доктрины сдерживания», цель которой заключалась в том, чтобы ссылками на несуществующую угрозу со стороны оправдать вмешательство Запада в дела социалистических стран и поддержку Соединенными Штатами самых реакционных режимов во всех частях света.
Сегодня уже не секрет, что сразу же после войны в Соединенных Штатах был подготовлен план, получивший кодовое название «Пинчер». Он был изложен в директиве № 432 Объединенного комитета военного планирования от 14 декабря 1945 г. И с предельной ясностью формулировал цель войны, которую Соединенные Штаты готовились вести против Советского Союза: «Предприняв военные действия совместно с нашими союзниками, навязать условия мира, приемлемые для США и их союзников».
«Возможно, - писали авторы документа, - колоссальные разрушения, причиненные атомной бомбой в самом начале военных действий, приведут к немедленному предложению капитуляции на условиях, приемлемых для Соединенных Штатов и их союзников. Но так как нет уверенности в том, что подобный результат будет достигнут, необходимо по крайней мере в общих чертах рассмотреть меры, которые обеспечат продолжение войны.