В противоположность Западу, где народные массы приходится увлекать «вопреки их воле для решения их судьбы», в России достаточно лишь «соединить множество частных крестьянских бунтов в один общий всенародный бунт».
Объединенный в общины народ, бунтарь и социалист по инстинкту, представлял, по утопической доктрине Бакунина, естественную армию революции. Однако каждая деревня, считал он, восстанет лишь при уверенности в солидарности других. Вот тут-то и должна проявиться роль революционной организации, которую Бакунин называл «штабом революционного войска».
Задачам этого штаба в письме от 2-9 июня 1870 г. не случайно отведено столь значительное место: узкой заговорщической тактике Нечаева Бакунин пытается противопоставить тактику народной войны, развязыванию и организации которой должен только помогать «штаб» пробуждая во всех общинах «сознание их неотвратимой солидарности», а затем во время самой революции помогая народу самоопределиться, содействуя «полному осуществлению народной свободы».
При этом тайная революционная организация остается все время лишенной всякого официального права и значения и действует лишь как «слуга, помощник, отнюдь не повелитель народа, а также и не распорядитель над ним», даже ради народного блага. Определяя характер деятельности тайной революционной организации, Бакунин вплотную подошел к проблеме революционной нравственности.
Связь этих проблем, очевидная сама по себе, в данном случае становилась для Бакунина особенно тесной, ибо события, вызвавшие его письмо от 2-9 июня, развернулись вокруг несуществующего комитета «Народной расправы» и существующей программы поведения членов организации «Катехизис революционера», с его отказом от нравственных норм, вокруг практической деятельности Нечаева, основанной на принципе «цель оправдывает средства».