Судьба «Бориса»

Именно благодаря этой реалистической силе и правдивости характеров Мусоргский достигает в «Борисе Годунове» подлинной трагедийности. Огромные страсти терзают Бориса, Лжедимитрия и Марину. В первых своих откликах он восторгается в этой опере не столько трагическим и эпическим, сколько характерным, жанровым. В пору сочинения «Бориса» он, признавая, что опера Мусоргского является прекрасным взлетом гения в покоях кремлевского дворца, который задыхается, терзаемый укорами совести, и чувствует себя одиноким, чужим даже в семье. Каждый из этих столь разных персонажей имеет свою интонационную сферу, свою не только глубоко психологическую, по и социальную характеристику. 

Но и там, где в образах оперы преобладает характерность, заключено драматическое правдоподобие, которого не достигало ни одно другое произведение музыкального искусства. И, вероятно, именно поэтому судьба «Бориса» оказалась особенно трудной, пожалуй, даже трагической. Это не парадокс, а закономерность. Новое отвоевывает свое место под солнцем в борьбе со старым. И история «Бориса Годунова» - еще одно тому подтверждение.

Для нас гигантское значение творческого подвига Мусоргского представляется чем-то само собой разумеющимся, несомненным. Но по сравнению с современниками создания «Бориса» мы знаем несоизмеримо больше, многократно вырос наш опыт во всех областях жизни, марксистско-ленинская диалектика стала основным методом нашего познания истории, действительности, искусства, реальностью стали тенденции его развития, ранее лишь намечавшиеся... Восемьдесят лет назад, в ту пору, когда «Борис Годунов» только лишь возникал, и композитора, упрекал его в некритичности и бездумном сочинительстве, загадки истории.


10-07-2014, 14:07   |   Категория: Загадки истории   |   Просмотров: 2662
Похожие новости:
Добавление комментария