О масштабах этого давления стало известно из материалов состоявшегося в конце апреля 1977 года в министерстве торговли Испании совещания советников по торговле при испанских посольствах в странах - членах ЕЭС. На совещании подробному рассмотрению подверглись мандат, выданный Европейским экономическим сообществом своим представителям для переговоров с Испанией, а также неопротекционистская политика стран ЕЭС, наносившая ущерб экономическим интересам Испании.
Заместитель министра торговли Эдуардо Пенья отметил в докладе, что испанские экспортеры жалуются на те ограничительные меры, жертвами которых они являлись в последнее время. В ряд случаев, констатировал он, протекционизм носил «поистине глобальный характер». Пенья подчеркнул, что для Испании речь шла не о том, чтобы начинать «торговую войну», которую, учитывая ее финансовые возможности, она не могла выиграть. Испанское контрнаступление, добавил он, ограничится углубленным обсуждением возникших разногласий.
Давление ЕЭС не было безуспешным, ибо в результате его Мадрид снял практически все ограничения, сдерживавшие проникновение транснациональных корпораций в экономику страны. В начале 1977 года был опубликован декрет правительства № 3099. В соответствии с этим декретом иностранные вкладчики капитала получали право более чем на 50-процентное участие в капитале испанских фирм практически во всех отраслях экономики. По мнению авторитетных исследователей, принятие декрета фактически ознаменовало начало нового этапа в деятельности иностранного капитала в Испании - начало политики «открытых дверей» в полном объеме. «Учитывая постоянно смягчающуюся политику правительства по отношению к иностранному капиталу, - пишет советский экономист А. О. Строганов, - мы становимся свидетелями прогрессирующей зависимости экономики страны от интересов ТНК. Основой такой зависимости является управление дочерними компаниями ТНК из-за рубежа... Многие отрасли испанского хозяйства настолько зависят от иностранного капитала, что можно говорить об их подчинении интересам ТНК».