Г. Штёкль справедливо подчеркивает, что не все крепости развились в города, несмотря на большой приток населения с запада и востока, откуда его вытесняли монголы. Поэтому города Галицко-Волынской Руси имели самое разнообразное население: наряду с русским там жили немцы, поляки и др.
Интересную попытку установления сравнительно-исторической перспективы в развитии городов предпринял К. Гёрке. По его наблюдениям, на протяжении X-XI вв. всюду в Европе и Азии происходило быстрое становление городов. Этот феномен исследователь связывает с процессом становления государств. В результате в концепции К. Гёрке именно государство превращается в демиурга, во всяком случае в области формирования городов.
С середины XII в., по К - Гёрке, началась третья фаза развития городов: с одной стороны, многочисленные поселения превращались в настоящие города, напластовывались на новые княжеские резиденции как зерна кристаллов, с другой - город и княжеская резиденция становились идентичными. В этом К - Тёрке видит причину поражения освободительного движения городов. Таким образом, К - Гёрке отступает от схемы Г. Штёкля об экономическом упадке городов Руси в XII в..
К. Гёрке обращает внимание на то, что процесс вызревания городов, ничем не стесняемый рост населения, уплотнение поселений, дифференциация в них труда, развитие политической жизни происходило на Западе и Востоке одновременно и при определенных политических условиях проделывали легко сравниваемую структурно-качественную эволюцию.
Можно приветствовать обращение К. Гёрке к таким широким обобщениям и внушительным историческим полотнам. Можно лишь сожалеть о том, что эта картина лишена холста: той основы, на которой произрастал и город, и государство. Западногерманский историк связывал этот процесс лишь с формированием государств. При этом он упорно отказывается видеть связь между процессами классообразования и развития производительных сил и процессом образования городов.