Повернув к северу, объединенные силы миновали Элевсин. Довольно скоро пыльные гряды известняка и поросшие чахлым кустарником склоны стали загораживать вид на море. По мере продвижения вперед перед колонной гоплитов открывалась все более неровная и суровая местность - пустынные долины, покрытые хвойными лесами склоны горы Киферон, обитель не людей, а зверей: оленей, медведей, львов и даже (ведь он любил как раз такие глухие места) прибежище самого бога Пана.
В лучшие времена бсотийцы обожали устраивать таинственные празднества, привозя с берегов реки Асоп громадные деревянные идолы и поднимая их на гору. На самой вершине их сжигали, чтобы пламя виднелось по всей округе на многие мили, словно маяк, зажженный для богов. Платейцы, минуя суровые выси горы Киферон, прибавляли шагу и шли живее, потому что находились в нескольких часах ходьбы от родного города. Дорога, вившаяся вокруг острых выступов и горных зубцов, вывела их на открытую местность, и слева перед ним предстали просторы любимого их края.
Но он оказался совсем не таким, каким он был, когда они его покидали. Поля заросли, а от города остался почерневший остов. Деревья на многие мили вокруг варвары срубили и из их древесины выстроили частокол. А вот появились и сами варвары, только не разглядеть, сколько их: в переливах зноя они роились на равнине, сливаясь в единую массу, и куда ни бросишь взгляд, всюду кони, стреноженные, или в загонах, или под седлом.
И всюду по растрескавшейся беотийской земле скачут всадники под высокими султанами, щеголяющие резвостью и ловкостью. Вряд ли в греческих рядах нашлось много тех, кто не почувствовал дрожь и цепенящий страх при их виде; да и Павсаний, пусть самонадеянный, но далеко не глупец, вовсе не счел нужным очертя голову тут же кинуться на врага - на местности, столь удобной для кавалерийской атаки.
Вместо этого, строго-настрого приказав своим людям держаться ближе к горным склонам, он повернул колонну, чтобы занять позицию, расположенную приблизительно напротив Мар-дония, не только выше, но и милях в семи на восток от Платей. Похоже, для шестисот платейских гоплитов возвращение домой пока откладывалось.