В этом сочинении община была показана феноменом не только сельской жизни России, но и политическим феноменом, которым А. Гакстгаузен обосновывал исключительность исторического пути России и принципиальное отличие положения России в системе европейских держав в XIX в., выраженное, по мнению А. Гакстгаузена, в политической стабильности. Так история общины надолго вошла обязательным элементом в разработки западных ученых не только аграрно-крестьянской проблематики России, но и политической истории Европы - исследований общеевропейского развития и роли в нем России.
Если в первой половине XIX в. Гакстгаузен, его последователи выделяли социально-политические функции крестьянской общины и подчеркивали ее антиреволюционную роль, то в конце XIX в. взгляды западных ученых на историческую миссию традиционных крестьянских институтов типа сельской общины эволюционировали по социально-экономическому направлению. Ученые на Западе объясняли сохранением общины отсталость социально-экономического развития России.
К пересмотру многих представлений о положении России в системе европейских государств, сложившихся в XIX столетии и связываемых с традиционными институтами типа сельской общины, буржуазные ученые подошли лишь в середине XX в.
Изучение современных процессов в западноевропейской русистике не случайно связывается с серединой XX столетия. Русистика традиционно развивалась как составная часть буржуазного обществоведения в отличие от западноевропейской советологии, которая длительное время находилась вне общего движения буржуазной исторической мысли. С середины XX столетия начинает проявляться стремление буржуазных ученых занять в науке объективистские позиции по отношению к недавнему прошлому и вместе с тем сформулировать основы модернизации буржуазного обществоведения.