Это - истина, которую иллюстрирует само устройство дворцов. Расписки в получении дани для Великого Царя являлись не просто бумажками, место которым в пыльных архивах, - то была величайшее священнодействие. В течение месяцев, проведенных им в Вавилоне, Дарий понял, что великолепие этого города, от убранства дворцов до многоязычного говора на улицах, подчеркивало масштаб развалившейся империи. Он считал справедливым, чтобы Сузы и Персеполис, как столицы владений, несоизмеримо более пространных, чем владения Вавилона, купались бы в роскоши «материалов, привезенных издалека».
Если считать обустройство мерой величия, то Дарий с его грандиозными проектами (grands projets) вознесся на недосягаемую высоту. «Золото, здесь употребленное, доставлялось из Сардиса и Бактрии, и обработано ремесленниками здесь; драгоценные каменья, употребленные здесь, ляпис-лазурь и сердолик, привезены из Согдианы», - так торжественно извещали тех, кто приезжал посмотреть Сузы. «Серебро и черное дерево привезены из Индии, а слоновая кость, что украшена резьбой здесь, доставлена из Эфиопии, а также из Индии и Арахозии».
И так далее и тому подобное: запись дани и трудов, полученных от двадцати трех краев, подчиненных империи, как бесконечный свиток любви и гордости к собственному дому. Прежде еще никогда подробности налоговых отчетов не превращались в такое сверкающее шоу.
А что вавилоняне, чей город прежде был столицей мира? Им досталась работа по рытью котлованов и обжигу земляных кирпичей. Не самое изысканное занятие, надо сказать; но Дарий, когда он явился, чтобы переписать всех представителей различных народностей, занятых на строительстве Суз, поместил вавилонян первыми в списке. «Все работы по рытью земли, по засыпке гравия, по изготовлению кирпича, высушенного на солнце, были доверены вавилонянам - и они выполнили эти обязанности».
Это глубоко символично, и Дарий не был бы Дарием, не сделай он такую запись намеренно. Вероятнее всего, он знал, что в Месопотамии не принято было собирать щебень от разрушенных монументов: его утрамбовывали, оставляя в качестве наружного слоя для последующих построек. Храм, даже если он уходил главой в небеса, всегда покоился на обломках прошлого. Так же поступили и при сооружении дворцов Великого Царя.