Действительная его цель, как об этом сразу же заявил Советский Союз, подвергнув резкой критике «план Маршалла», состояла в углублении и закреплении осуществляемого западными державами раскола Германии и разделении всей Европы на две противостоящие друг другу группы государств. В те дни «Правда» писала: «"План Маршалла" ставит перед европейскими странами своего рода ультиматум: либо завершайте создание «западного блока», либо США не предоставят вам кредитов».
Испания была исключена из «плана Маршалла», но подготовка общественности к повороту в отношениях с этой страной уже началась. Выходившая в столице Соединенных Штатов газета «Вашингтон таймс геральд» поместила в 1947 году статью, в которой, критикуя американское правительство справа, как бы подталкивала его к налаживанию связей с франкистским режимом. «Если США предоставляют миллиарды социалистам Англии, Франции, Западной Германии, Италии, Греции, Турции и других стран, - писала газета, - то почему бы не дать несколько миллионов генералу Франко?»
Каудильо понимал, что должен сделать несколько жестов, чтобы облегчить потенциальным союзникам работу по переубеждению общественности в пользу дружбы с Мадридом. Пытаясь придать видимость законности своему режиму, он провел в июле 1947 года референдум по вопросу о будущем государственном устройстве Испании. Если верить официальным правительственным данным, на избирательные участки пришло большинство избирателей. 14 млн. высказались за то, чтобы Испания была провозглашена монархией, 722 тыс. человек выступили против реставрации монархии, и 335 тыс. воздержались от голосования.
Через три недели после референдума Франко подписал закон, провозглашавший Испанию королевством. При этом указывалось, что главой государства до конца своих дней остается «каудильо Испании и крестового похода, генералиссимус вооруженных сил дон Франсиско Франко Баамонде».