Приезд президента Эйзенхауэра

Приезд президента ЭйзенхауэраДень прибытия Эйзенхауэра в Мадрид - 21 декабря 1959 г. - был объявлен нерабочим. По приказу мэра столицы на улицах города были развешаны плакаты с призывом к его жителям. В них говорилось: «Мадридцы! Приближается момент приезда президента Эйзенхауэра, и нам следует задуматься о значении этого впечатляющего визита, удивительного путешествия, напоминающего о проповеднической миссии святого Павла... Самый могущественный человек планеты объезжает... страны, чтобы смиренно молить их о мире».

Каудильо собственной персоной явился на базу в Торре-хоне, чтобы встретить Эйзенхауэра у трапа президентского «Боинга». Вдоль всей 18-километровой магистрали, соединяющей Торрехон с Мадридом, были выстроены массы людей в штатском, приветствовавших руководителя заокеанской державы. Бесчисленное множество мадридцев высыпало на улицы. Одни пришли, повинуясь приказу начальства, другие - из чистого любопытства, третьи - следуя обычаям традиционного испанского гостеприимства.

- Сегодня, - сказал президент, обращаясь к каудильо, - осуществляется мечта моей жизни - посетить Испанию и Мадрид. Честолюбие Франко было удовлетворено, и он не скрывал радости. - Испанский народ, - заявил диктатор, пожимая руку главе американской администрации, - признателен вам за вашу деятельность и благородство.

В дни визита испанские газеты буквально захлебывались от восторгов, восхваляя дружбу, которая возникла между руководителями США и Испании. Старалась не отстать от них и американская печать, описывая сердечность атмосферы, царившей на встрече двух генералов. По словам очевидцев, участники переговоров остались довольны друг другом. А в момент расставания человек, командовавший в годы второй мировой войны войсками союзников в Западной Европе, и диктатор, в чьем кабинете в те же годы висели портреты Гитлера и Муссолини, горячо обнялись под восторженные возгласы собравшихся вокруг франкистов.

Контакты между руководящими деятелями Соединенных Штатов и Испании

- Это был подлинный плебисцит в поддержку моей внешней политики, - хвастался Франко, беседуя со своим двоюродным братом.

Касаясь далее содержания бесед с президентом США, каудильо сказал:

- Эйзенхауэр посвятил меня в детали переговоров, которые он вел с руководителями государств, где ему довелось побывать. Он подробно информировал меня о том, как развивается внешняя политика повсюду в мире. И я испытываю глубокое удовлетворение.

С этого момента личные контакты между руководящими деятелями Соединенных Штатов и Испании приобрели регулярный характер. В марте 1960 года в Вашингтоне побывал министр иностранных дел Кастиэлья. В декабре 1961 года, сразу же по завершении очередной сессии Совета НАТО в Париже, на испанскую землю прибыл новый государственный секретарь США Дин Раек.

Нет сомнения, что без поддержки со стороны заокеанских покровителей франкистам было бы невероятно трудно держать народ в цепях на протяжении столь длительного периода. Однако было бы упрощением полагать, что союз Франко с Вашингтоном был единственным фактором, обеспечившим сохранение авторитарного режима в Испании после второй мировой войны. Как указывалось на состоявшемся в январе 1960 года VI съезде Коммунистической партии Испании, «если диктатура продолжает существовать, то не только благодаря внешней поддержке и своей силе. Причина этого кроется главным образом в том, что между силами оппозиции не существует договоренности о совместном выступлении, способном привести к отстранению Франко от власти».

Внешняя политика всегда была для Франко одним из средств достижения главной цели, которую он поставил перед собой, - сохранить в максимально возможной степени характер режима, установленного на испанской земле после падения Испанской республики. Провозглашая в мае 1958 года «основополагающие принципы» своей партии, диктатор назвал «национальное движение» «носителем вечных ценностей», предупредив, что «любая иная политическая организация будет объявлена незаконной».



21-04-2013, 10:53   |   Категория: Загадки истории   |   Просмотров: 2010
Похожие новости:
Добавление комментария