И надеюсь, меня поддержат. Как раз несколько дней назад венский критик Пауль Блага в заключение нашей беседы сказал: «Ты можешь работать только среди друзей». Я подумал: так же говорил о себе Копо. Я понимаю всю несоразмерность подобного сопоставления, но разве по существу это не правда?
Передо мной открывается перспектива очень трудной работы.
Я спрашиваю себя, выдержу ли я? Помните, в самом начале я говорил, что этот выбор я считал своим долгом перед историей. Ведь он во многом меня ограничивает, я не могу располагать собой, как хочу, от множества предложений мне придется отказаться, отложив их на время. У меня остались только обязанности по Зальцбургскому фестивалю огромная нагрузка в творческом и организационном плане - и кое-какие замыслы для телевидения, касающиеся «Пикколо театро». Для меня было бы очень важно внести свой вклад в решение проблемы драматического театра на телевизионном экране. Я сделал предложение, решение зависит не от меня. Мой «телевизионный Гольдони», над которым я работал три года, написав семьсот страниц (возможно, когда-нибудь они будут опубликованы), был по неизвестным причинам отложен. Я тут ни при чем.
Сегодня мне хотелось бы вернуться к вопросу, с которого я начал свой отчет о деятельности работника сцены: «Культура потерпела крах?» Мне кажется, сейчас атмосфера снова изменилась, и невероятно огромный успех, выпавший на долю «Короля Лира» и «Трехгрошовой оперы», свидетельствует о том, что мы вышли из тупика и работа по созданию народного театра может быть возобновлена, хотя и иным способом, чем прежде. Я считаю, что это не просто случайность - так дают о себе знать перемены, происходящие в жизни.