В надежде на счастье

Увидев, что весь Геллеспонт целиком покрыт кораблями и все побережье и Абидосская равнина кишат людьми, Ксеркс возрадовался своему счастью». Весь мир лежал перед ним: зрелище полного мирового господства, какого не испытывал до него ни один венценосец. И такой боязни тоже. Представление казалось чрезвычайно ярким и театральным - с этими новобранцами, собранными со всего света.

Но все-таки за всей этой шумихой обнажался устрашающий оскал. Великий Царь, озабоченный тем, чтобы даже среди всеобщего воодушевления не утратить качества, погнавшись за количеством, разослал на суда гонцов, проинструктировав их, как устроить соревнование для демонстрации искусства экипажей в гребле. Как только окончился первый и единственный заплыв, в котором победили выходцы из Сидона, царь тут же приказал готовиться к переправе.

Приготовления заняли остаток дня, вечер и всю ночь. Наконец, когда горизонт посветлел, Бессмертные, в венках из волос и с перевернутыми копьями, выстроились сомкнутым строем на восточном мосту. Чуть дальше, с другого моста, доносились шаги стад домашних животных, рев ослов и жалобные крики верблюдов. С раскаленных мангалов поднимались волны ароматов.

Царь Царей, пройдя за спинами Бессмертных по веткам мирта, ступил на мост. В эту минуту силуэт Европы за проливом виднелся, как никогда, отчетливо. И как только на востоке первые лучи солнца коснулись Геллеспонта, Ксеркс, излив в море вина из золотой чаши, вознес к небесам мольбу об успехе в его великом предприятии. Выполнив это, он бросил чашу в темное место, туда же отправился его золотой кубок, а затем и меч. Обряд завершился, и можно было начинать переход. А солнце, коснувшись рядов Бессмертных, вставших на скрипучие мостки, блеснуло на золотых и серебряных яблоках их копий, так что воины казались несущими блики света.

В целом на переход из Азии в Европу ушло семь дней. Армия двигалась по восточному понтонному мосту, обозы - по западному. Никто точно не знает, когда на мост въехал сам Ксеркс: согласно некоторым источникам, это случилось на второй день; другие утверждают, что он ступил на мост последним. Наверняка известно лишь одно - боевой отряд пересек Геллеспонт без происшествий, и это достижение выглядело уже нс как результат усилий людей, а как божественная благодать. «Зевс! - воскликнул один из местных жителей, провожая взглядом проезжающего мимо него Царя Царей. - Почему ты в облике перса, приняв имя Ксеркса, желаешь опустошить Элладу и ведешь с собой полчища всего мира? Ведь это ты мог бы совершить и без них».



15-10-2013, 05:24   |   Категория: Немного с истории   |   Просмотров: 2519
Похожие новости:
Добавление комментария