Но так ли все происходило на самом деле? Как только убийцы завершили кровавое дело, миру была явлена совершенно другая история. Тело убитого, возможно, и не выставлялось напоказ, зато, ко всеобщему изумлению, публике открылось многое из доселе не известного. История, которую поведали заговорщики, ошеломляла. Они утверждали, что убитый ими человек - вообще не Бардия, сын Кира.
По их словам, Бардия давным-давно был мертв. Камбис, полный ярости и ревности, якобы задолго до этого приказал умертвить его. Если бы не проницательность Дария и его сподвижников, которые случайно раскрыли обман и имели смелость явить его миру, персидский народ так бы никогда и не узнал о чудовищной подмене.
Все это наводило на новые вопросы. Если человек, зарезанный в Сикаяуватише, не был сыном Кира и в таком случае не являлся законным правителем страны, то кто он? На этом месте откровения приобретают особо мрачный оттенок. То, что самозванец взял на себя роль наследника престола, само по себе достаточно тревожное обстоятельство. Но то, что он играл свою роль годами на глазах у ничего не подозревающего семейства и двора, могло говорить только о вмешательстве черной магии.
А если так, то, наверное, какой-нибудь маг, с самого рождения обученный творить чудеса, мог оказаться наиболее подходящей кандидатурой. Было ли простым совпадением то, что самозванец захвачен врасплох в Нисее, на равнине священных лошадей, известной как прибежище магов? Пожалуй, что нет, ибо подставное лицо, двойник Бардии, как поспешили объявить заговорщики, на самом деле - маг, и «звали его Гаумата». По их словам, он был, скорее всего, необразованным простолюдином, но настолько ловким и искусным в колдовстве и столь дерзким в исполнении своих замыслов, что обманом едва не заполучил всю империю.
Ошарашивающие подробности выясняются при дальнейших рассказах о событиях, которые все больше приукрашивались молвой. Оказывается, несмотря на все свое могущество, маг забыл скрыть от посторонних глаз одну существенную деталь - уши, вернее, их отсутствие, поскольку раньше за какое-то преступление Кир приказал их отрезать.
Дочь Отана, которую звали Федима, жена Бардии, совсем не ожидавшая, что его могли убить и подменить двойником, как ни в чем не бывало, расчесывала волосы на его висках и вдруг обнаружила ужасный факт. Рассказав отцу о своем открытии, она дала ход череде драматических событий, кульминацией которых стало убийство самозванца. Такова по крайней мере история, которую годы спустя будет знать каждый на всем пространстве империи. В то время никто даже не пытался ее оспорить.