Где ты, брат мой?

Его не стало летом 529 г. до н. э. Тело, выкупленное у племени, убившего его, привезли обратно в Персию, где уже была приготовлена огромных размеров каменная гробница. Ее воздвигли, как свидетельствует предание, в том самом месте, где он одержал решающую победу над Астиагом, причем ее сооружение, как и возведение целого ряда других построек, оплачивалось Киром. Город больше походил на россыпь дворцов, окруженных садами с беседками, и в целом нес на себе печать ощутимого величия персов.

Но в то же время он напоминал, как ненадежно и недолговечно это величие. За каменными стенами по беспредельным холмистым равнинам по-прежнему бродили стада овец и коз. Ветер, продувавший однообразные пустоши, покрывал золотистой пылью колонны и дверные проемы. Даже сам дворцовый комплекс, хоть и построенный из камня, больше напоминал военный лагерь с раскинутыми шатрами и палатками. И не случайно место называлось Пасаргады - это название родного племени Кира. Наверное, нет никакого парадокса в том, что у кочевника, в конце концов, тоже могут быть корни.

Теперь, когда Кира не стало, удерживать равновесие между племенами и кланами Персии означало бы влиять на судьбы миллионов. Мог ли преемник претендовать на место Кира или же империя персов, лишившись внезапно харизмы своего основателя, была обречена исчезнуть столь же быстро, как она появилась?

Как свидетельствовали летописи бесчисленных империй прежних эпох, смерть царя всегда чревата опасностью даже для величайших царств. Кир с присущей главе династии страстью к продлению рода оставил после себя трех дочерей и - что важнее - двух сыновей. Правда, это ни от чего не гарантировало. Для великой империи, как и для кочевого племени, избыток наследников столь же опасен, как и их отсутствие.

Однако прозорливый Кир, как и всегда, предвидел опасность и принял меры, тщательно позаботившись о судьбе обоих сыновей. Перед смертью он назначил старшего, Камбиса, наследником престола, а младшего, которого звали Бардия, - губернатором Бактрии.

То была самая обширная и влиятельная из всех восточных провинций, так что Бардия, даже лишенный кидариса, царской витой тиары, освобождался от уплаты дани, и этой привилегией царь вполне удовлетворился. Успокоила ли оказанная честь ревность одного брата к другому или только пришпорила погоню за царскими регалиями - время еще покажет.


20-08-2013, 14:50   |   Категория: Немного с истории   |   Просмотров: 2212
Похожие новости:
Добавление комментария