Греки могли оказаться закупоренными в проливе, тогда как варвары окажутся у них и впереди, и за спиной, исключая возможность отступления. Момент смертельной опасности наступил, сомнений не было, и все же Фемистокл быстро сообразил, что сведения, доставленные ныряльщиком, содержат не только угрозу, но и оставляют некоторые шансы. Если разделить флот, базирующийся на Артемисии, и послать изрядное количество судов в пролив между Эвбеей и материком, полагаясь на волю богов и в надежде, что сторожевые корабли в Аттике отгонят двести персидских судов, как только их заметят, и, как знать, может быть, тогда варвары окажутся в тисках.
Замысел не легкий, но греки, если вообще рассчитывали устоять против персов, не имели для себя иного выхода, кроме как действовать дерзко, полагаясь на удачу. В конце концов верх одержало предложение: «Этот день еще остаться на месте и расположиться станом на берегу, а затем после полуночи выйти навстречу плывшим вокруг Эвбеи кораблям».
Поскольку важно было не вызвать подозрения у варваров тем, что основная часть флота у Артемисия поредеет, отдельный отряд мог выйти в море только после наступления ночи - и после того, как греки, если получится, покажут неприятелю, что у них нет желания пуститься в бегство. Последнее им удалось за счет бодрого выхода в открытое море с явным намерением вызвать персов на бой.
Пользуясь сокрушительным превосходством в числе, персы немедленно поддались на это. Как раз когда солнце начало опускаться за вершины материковых гор, персидский флот алчно кинулся через пролив, чтобы опрокинуть греческие корабли, сжать их со всех сторон, уничтожить и тем самым завершить военные действия. Греки, предвидя эту тактику, изготовились применить неожиданный для персов маневр: их корабли построились в круг, выставив наружу носы, ощетиненные, словно иглы у свернувшегося ежа, а потом внезапно атаковали.
В завязавшемся ближнем бою преимущество в скорости и маневренность персам не помогли. Примерно тридцать вражеских кораблей были захвачены к наступлению сумерек, сгустившихся над Эгейским морем. Сражение завершилось триумфом греков, к их удивлению и радости обнаруживших, что морскому могуществу варваров можно противостоять, их можно победить. Лучшего напутствия командам, собравшимся в опасное ночное плавание, нельзя было и придумать.