А тем временем на Артемисии греки продолжали в спешке сталкивать корабли в воду, после чего уже на плаву, в полной панике разворачивались прочь от Эвбеи и материка. Они не скрывали малодушия и не попытались окружить и взять сидонцев в плен, даже когда те без опаски принялись устанавливать знак, помечая подводный риф. Похоже, греки, выставляя свое малодушие напоказ, хотели, чтобы об этом стало известно персидскому командованию. Возможно, и так.
Конечно, если иметь в виду ту силу, которая, словно молот, должна была обрушиться им на голову, не считаться с известной нервозностью никак нельзя. Возможно, ее проявлялось больше, чем следовало ожидать. Эврибиад, наверное, оказался не самым вдохновляющим лидером. Будучи спартанцем, он чувствовал двойное неудобство, стоя на палубе корабля и находясь вдали от Пелопоннеса. Основной его вклад в стратегию союзников - это то, что он постоянно со стоном повторял: «Персы невидимы в море».
Так что Эврибиад, хоть и был командующим, вряд ли командовал. Эффективное управление флотом легло на плечи флотоводца, находившегося с основным контингентом морских сил, на Фемистокла, который всегда настаивал на необходимости держать передний край обороны. Правда, он почему-то санкционировал отход с мыса Артемисии. Но, по крайней мере, в его самообладании можно было не сомневаться: он сражался у Марафона; он знал, что такое столкнуться с варваром лицом к лицу и не поворачиваться к нему спиной.
Фемистокл не забыл, как добывают великую победу в сражении. Со своими товарищами по оружию, стоя на слабом участке центра и теснимый наступающим врагом, Фемистокл не дрогнул: фланги сомкнулись, захватив врага в смертельную ловушку. Самонадеянность врага, считающего себя непобедимым, способна, если использовать ее с умом, обратить против него даже ошеломляющее его превосходство в количестве.
Таков был урок, который Фемистокл вынес из своего первого столкновения с противником. Тогда, возможно, его отступление с Артемисия - это тактический ход: отступить перед лицом боевого флота персов, заманить его в узкие проливы близ Эвбеи, замкнуть в ограниченном пространстве, затем атаковать и покончить с ним. Дальний прицел... Но подобные «дальние прицелы» уже показали, что они работают против мидян.