Заметки о музыке «Трехгрошовой» 1972 года
Музыка «Трехгрошовой оперы» сама по себе уже явление зрелищного порядка. Брехт недаром рекомендовал:
а) вырывать песни из контекста посредством освещения или чего-нибудь еще. Он пишет в ремарке: «Спускаются лампы». Или: «Освещается орган»;
б) актер должен не только петь, но и изображать поющего человека;
в) сделать так, чтобы «публике были видны музыканты». Разумеется, это не всегда обязательно. В первой нашей постановке
мы не следовали этому брехтовскому замыслу музыкального оформления. Но песни вырывались из контекста посредством того, что в этот момент внезапно вспыхивали два прожектора, дававших в темноте два четких голубоватых круга света, а на заднем плане начинали вращаться два больших «колеса смеха»- быстро или медленно в зависимости от ритма музыки. Музыканты и дирижер помещались в зала. Я особенно это заметил во время последних хорошо это помню. И помню, какой эффект это производило. И очень значительный, поскольку он не был задуман специально, возник лишь в результате специфических условий работы. Сейчас же я думаю, что оркестр должен быть виден и, мало того, он должен участвовать в драматическом действии.