Американские участники переговоров не вспоминали о делах «давно минувших дней», когда Франко и его камарилья, как могли, поддерживали Гитлера и Муссолини в их противоборстве со странами антигитлеровской коалиции. Франкисты, со своей стороны, также «забыли» о прежних привязанностях и не стеснялись своего прошлого. Как раз в это время одному из школьных комплексов в Гранаде присваивается имя «голубой дивизии». На следующий день газета «Арриба» выступает с восторженным комментарием: «Борцы «голубой дивизии» выдержали за эти одиннадцать лет две крупные битвы. Первая развернулась под Волховом, недалеко от Ленинграда, второй стала битва против забвения».
Все эти события происходили на фоне резкой активизации советской внешней политики после смерти Сталина. Весной 1953 года «Правда» публикует целую серию редакционных статей о приверженности миру между народами. В Мадриде эти публикации вызывают нервозность и беспокойство. Контролируемая испанским правительством пресса развертывает очередную антисоветскую кампанию. «Арриба» пишет 9 апреля: «Широкие маневры Москвы предвещают скорое начало войны».
В аналогичном духе высказываются другие мадридские газеты. Их комментарии резко контрастируют с выступлениями большинства западных наблюдателей. Даже У Черчилль отходит от старых штампов и говорит о возможности проведения конструктивных переговоров с Советским Союзом по наиболее острым международным вопросам (11 мая 1953 г.). И снова отрицательная реакция Мадрида не заставляет себя ждать: «Ветер, дующий из Лондона, - ветер капитуляции». Пять дней спустя, 16 мая, вернувшись с корриды, на которой он присутствовал вместе с президентом Португалии, Франко заявляет на торжественном обеде в честь своего гостя:
- Мы восстаем против идеи, согласно которой за непрочный мир можно платить постоянным рабством народов, оказавшихся беззащитными перед жестоким деспотизмом советских коммунистов".