В качестве причины массовых движений упоминается бедственное положение трудящихся, обусловленное исключительно условиями военного времени: дороговизной, ухудшением продовольственного снабжения, увеличением рабочего дня, распространением женского труда и тому подобными факторами. Авторы многотомника ограничились рассмотрением прямого воздействия войны на жизненный уровень и настрой городских масс, подразумевая, что под влиянием войны автоматически нарастал процесс радикализации и политизации или же создавались условия для деятельности революционных агитаторов.
«Для радикализации масс еще большее значение, чем конкретные требования реформы,- говорится в многотомнике,- имели, пожалуй, состояние снабжения, становившееся катастрофическим, растущее озлобление из-за бесконечной войны, политизация настроений рабочих, особенно благодаря деятельности социалистических партий, движению за Советы, а также тесные контакты пролетариата с солдатами и матросами гарнизонов, отказывавшихся воевать».
Эта лежащая на поверхности и упрощенно обрисованная взаимосвязь, появившаяся в буржуазной литературе об Октябрьской революции еще десятилетия назад, преподносится в многотомнике «по-новому» - в качестве движущей силы революции. Неоднократно встречается и формулировка «политизированные рабочие», которая, видимо, имеет своей целью привлечь внимание к якобы нравственно неприемлемой политической обработке рабочего класса России. Нигде не принимаются во внимание собственные классовые интересы пролетариата, выходящие за пределы обеспечения жизненного уровня.
Одновременно роль рабочего класса России в революции расчленяется на борьбу за частные улучшения экономического порядка, которая укрепляет интеграцию пролетариата в модернизированное буржуазное общество и потому является приемлемой, и на неприемлемую политизированную активность на улицах, вызванную «демагогическим обманом», приносящую якобы вред самому пролетариату.