Итоги голосования привели к фактическому созданию в Испании двухпартийной системы вместо прежней четырех-партийной (если не учитывать великое множество-около 250 - мелких партий и группировок). ИСРП и «Народный альянс», получив на двоих 70 % голосов и 90 % мандатов в обеих палатах парламента, не нуждались отныне в диалоге с кем бы то ни было, кроме как между собой.
И если в буржуазном лагере жертвой этого перераспределения симпатий избирателей оказался Союз демократического центра, равно как и слишком поздно созданная А. Суаресом левоцентристская партия Демократический и социальный центр (она получила в конгрессе депутатов всего два места), то в левом лагере чувствительное поражение понесла Коммунистическая партия Испании. Она потеряла свыше миллиона голосов, получила всего 4 места в конгрессе депутатов вместо 23 и лишилась своего единственного места в сенате.
По мнению подавляющего большинства аналитиков, неблагоприятные для КПИ итоги выборов были связаны с курсом, который руководство партии во главе с С. Кар-рильо проводило как внутри страны, так и на международной арене. Два последних съезда КПИ, в ходе которых Каррильо упорно добивался одобрения своей политики, были ознаменованы острой внутрипартийной борьбой. Часть делегатов обоих съездов голосовала против предложений партийного руководства, и в частности против отказа Каррильо от принципов марксизма-ленинизма.
Известный испанский коммунист Франсиско Гарсиа Сальве с горечью констатировал, что, разочаровавшись в политике ЦК КПИ, партию покинули многие тысячи членов3.
В начале ноября 1982 года пленум Центрального Комитета партии освободил Каррильо от обязанностей Генерального секретаря КПИ. На этот пост был избран Херарде Иглесиас. Ленинцы-интернационалисты, со своей стороны, создали новую организацию, которая позднее стала называться Коммунистической партией народов Испании (КПНИ).