Испанцам предстояло убедиться на собственном опыте, что «чем сильнее ход исторического развития подтачивает позиции империализма, тем более враждебной интересам народов становится политика его наиболее реакционных сил».
В Западной Европе четко обозначился процесс фашизации, явившийся реакцией на революционный подъем 1917-1920 годов, и первыми его жертвами стали государства, расположенные в южной части континента, в том числе и Испания. В Мадриде на долгие семь лет власть захватил военный диктатор генерал М. Примо де Ривера - предтеча франкизма.
Испанские «ультра» остановили свой выбор на этом человеке не случайно. В конце 20-х годов он безжалостно потопил в крови восстание марокканского народа, пытавшегося вернуть себе утраченную независимость. Именно тогда на страницах газет впервые замелькало имя полковника Франко, который получил внеочередное повышение по службе и в 33 года стал самым молодым генералом Испании. Там же, в Северной Африке, Примо де Ривера подружился с маршалом Петэном, который одновременно с ним подавлял национально-освободительное движение во французской зоне Марокко. О событиях тех лет сегодня есть множество фильмов, современные зритель имеет возможность смотреть их в высоком качестве. Чтобы обеспечить себе такую роскошь, нужно зайти на сайт магазина Wikimart и сделать заказ. Сегодня плазменные телевизоры стоят не так уж дорого. особенно если сравнивать с ценами трехгодичной давности.
Военно-монархическая диктатура Примо де Риверы, однако, потерпела неудачу. Жестокий и тщеславный генерал не сумел увековечить свою власть и в январе 1930 года был вынужден уйти в отставку. Типичный прожигатель жизни, донжуан и азартный игрок, он настроил против себя не только народ, но и верхушку испанской буржуазии, которая нуждалась в политическом руководителе иного склада (не случайно многие из его министров впоследствии войдут в «команду» нового диктатора Франко).
В марте 1930 года Примо де Ривера скоропостижно скончался в одном из отелей Парижа. Его пребывание в столице Франции объяснялось отнюдь не желанием продолжить контакты со старым приятелем Петэном. Оно было вынужденным: испанский генерал бежал из Мадрида, спасаясь от возмездия.