Полное банкротство потерпела политика франкистского режима по национальному вопросу. Подавление прав населения национальных районов, отмена автономии, которой жители этих районов пользовались до установления диктатуры, превратили басков, каталонцев, галисийцев, представителей всех национальностей Испании в еще более непримиримых противников франкистской системы.
Одновременно происходило сужение социальной базы франкизма. Все более дистанцировавшиеся от Франко представители буржуазии стали называть себя «цивилизованными правыми» (этот термин был пущен в оборот Ареильсой, который впервые использовал его на одном из собраний в Барселоне в 1968 г.). От каудильо отвернулась значительная часть духовенства, служившего прежде одной из важных опор диктатуры. Она следовала новому курсу Ватикана, избранному папами Иоанном XXIII и Павлом VI, которые призывали католиков повернуться лицом к актуальным вопросам современного мира. Антифранкистские настроения проникли в государственный аппарат и даже в армию.
В конце 1966 года правительство Испании приняло решение реабилитировать участников гражданской войны, воевавших на стороне республики. В этой связи Центральный Комитет КПСС направил Центральному Комитету КПИ телеграмму, в которой выражалась надежда, что «это решение правительства позволит беспрепятственно вернуться на родину всем испанским демократам, находящимся ныне в изгнании».
«Одержанная победа, указывалось в телеграмме, - является результатом долгой и упорной борьбы коммунистов, всех прогрессивных сил Испании, а также международной демократической общественности за предоставление всеобщей и полной амнистии политическим заключенным и политэмигрантам».
Все эти факты подтверждали правильность выдвинутого КПИ еще в 1956 году, 20 лет спустя после франкистского мятежа, лозунга национального примирения всех испанцев, независимо от того, по какую сторону баррикады они, их отцы и деды сражались в годы гражданской войны.