Как видим, до «глобального решения проблемы» и признания прав палестинцев на основе документов ООН, за что ратовал Суарес, довольно далеко. И факт остается фактом: после встречи А. Суареса с Дж. Картером никаких изменений в позицию США по Ближнему Востоку внесено не было. Зато резко активизировалось обсуждение вопросов, связанных с участием Испании в военных программах Запада.
В середине апреля 1980 года состоялась встреча М. Орехи с государственным секретарем США С. Вэнсом. Оба они председательствовали на очередном заседании испано-американского совета и условились наметить на ближайшие месяцы целую серию подготовительных встреч для рассмотрения проблем, связанных с продлением договора 1976 года.
В официальном коммюнике о встрече руководителей дипломатических ведомств двух стран ничего не говорилось о возможном вступлении Испании в НАТО. Однако приближался официальный визит в Мадрид президента США Дж. Картера, и испанские «атлантисты» решили сделать то, чего Вашингтон добивался от них уже давно.
Незадолго до приезда Дж. Картера министр иностранных дел М. Ореха сделал газете «Пайс» заявление, в котором открыто высказался за скорейшее вступление в Североатлантический союз, «во всяком случае, до выборов 1983 года», правда, оговаривая его несколькими условиями:
- Необходимо, - сказал он в частности, - получить две гарантии и уточнить одно обстоятельство. Нам должно быть гарантировано, что будет продолжен процесс вступления Испании в ЕЭС и что испано-британские переговоры приведут к решению вопроса о передаче суверенитета над Гибралтаром Испании. Мы должны также решить вопрос о степени и способе военной интеграции, которая будет соответствовать интересам Испании, ибо существуют разные виды участия. Нужно обсудить, например, хочет ли Испания участвовать в работе комитета по военному планированию НАТО.