Война с Персией могла завершиться, но в намерение Афин не входило распускать Лигу, просто потому, что мир снизошел на Эгейское море. Любой намек на непокорность со стороны государств - членов Лиги, или открытое неповиновение, будут приняты безжалостные меры. Взносы, посылаемые на Акрополь, теперь уже прямо признавались как дань и продолжали взиматься ежегодно. Слово «союзники» безнадежно устарело и было заменено фразой «города, подчиняющиеся народу Афин» - определение, которое по крайней мере отличало одно достоинство - точность.
Далекий от единства, греческий мир обнаружил, что вместо этого он поделен на сильные соперничающие блоки, причем каждый блок возглавлял город, который самым унизительным образом держал в тени тех, кто от него зависел, а свою гегемонию утверждал громкой похвальбой об участии в защите свободы.
Афины являлись не единственным городом, который претендовал на роль освободителя Греции. Противовесом Афинам стала Спарта, бывший союзник, а ныне - злейший конкурент, который мог, подкрепляя свой авторитет, сослаться на Платеи и - более всего - на Фермопилы. Для Греции спартанцы оставались неподражаемым образцом героизма и доблести; даже самые замечательные победы не могли бы так укрепить эту репутацию, как память о трехстах спартанцах и их славном подвиге.
«Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лаке-демоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли». Эти строки были выбиты на простом камне мемориала на месте последнего боя. Эпитафия столь же лаконична и сурова, как сам Леонид. И бессмертна, ибо Фермопилы из всех сражений с Великим Царем вернее всех прочих перекочевали в легенду. Афиняне блестящи, красноречивы и остроумны и тоже будут козырять своими победами.
В конце 449 года до н. э. в Народном собрании произошли знаменательные изменения. Только за несколько месяцев до этого Спарта отказалась прислать делегатов в Афины и признать, что сожженные храмы должны быть восстановлены; теперь же афиняне проголосовали по этому вопросу, не учитывая мнения остальной Греции. Предложение восстановить памятники на Акрополе прошло на ура.