Широкое распространение документов

Мужчины, женщины, дети, лошади, домашняя птица - никто и ничто не ускользало от дотошных предписаний царских бюрократов. Не только при дворах сатрапов находились вездесущие глаза Великого Царя, вечно ищущие, подглядывающие, выслеживающие. Для любой трансакции, производившейся на почтовой станции, требовалась официальная бумага с подписью как смотрителя, так и посетителя, после чего документ отправлялся в центральный архив Персеполиса.

Подорожные на царских трактах контролировались очень строго, а тот, кто мешкал в пути и прибывал позже назначенного времени, рисковал остаться без пайка и лечь спать голодным. Те же, кто отважился бы слоняться по дорогам вообще без viyataka, не просто остался бы голодным, а был бы выловлен и убит. Почта, отправленная без санкции царя или сатрапа, уничтожалась.

Только самые изворотливые могли попытаться уйти от всевидящих глаз дорожных патрулей. Гистиэй, к примеру, еще в 499 году до н. э., чтобы связаться со своим племянником в далеком Милете и договориться с ним о восстании, сбрил волосы на голове своего верного раба, татуировкой нанес сообщение на кожу головы и терпеливо дожидался, пока волосы вновь отрастут. Вот сколько хитрости требовалось тем, кто рискнул бы передвигаться по дорогам без viyataka.

И все-таки враги Великого Царя осмеливались состязаться с информационными возможностями Дария, хотя у них это получалось не слишком хорошо. Ионийские мятежники, например, привязанные к самому краешку азиатского континента, располагали весьма туманными сведениями о передвижении персидских войск и их намерениях.

Это большое упущение, особенно если принять во внимание способность Дария, находясь в полугора тысячах миль от театра военных действий, следить за ходом событий почти так, как если бы он находился в их гуще. Именно им, между прочим, был разработан план по проведению успешной наступательной операции у острова Лады и осаде Милета.

Информация, которой в этом случае воспользовался Дарий, была особенно точной и подробной, так как его ведущий военный специалист по греческим делам, полководец Датис, прибыл из Ионии, чтобы ввести царя в курс последних событий на месте сражений. В пользу величайшей важности разведывательных данных при Великом Царе свидетельствует именно то, что человек такого ранга, как Датис, лично проделал весь путь до Персеполиса. Датис, как и Гарпаг, первый, кто завоевал Ионию, был мидянином.

Но он также в этом соревновательном мире продовольственных пайков и спецпропусков являлся достаточно весомой фигурой, не уступая в ранге любому из персидских высокопоставленных сановников. Его дневной винный рацион составлял семьдесят кварт. Достойное вознаграждение за исключительное военное мастерство и отличия. При таком довольствии даже сестра царя не стала бы воротить от него нос.


28-09-2013, 18:53   |   Категория: Немного с истории   |   Просмотров: 2146
Похожие новости:
Добавление комментария