Враждебная ситуация

Разброд усиливался: вождь враждовал с вождем, сословие - с сословием, город - с городом. И тут страшнее любой кавалерии начал срабатывать золотой запас персов. Пораженцы и миротворцы разбежались. И все же ионийский флот, ставший на якорь у берегов укрепленного Милета, насчитывал 350 боевых судов - изрядное количество. Правда, зимой дерево гнило, а летом разлагалось, издавая при этом отвратительный запах смерти и отчаяния. И смрад этот висел в воздухе, ощущаемый, кажется, даже в Афинах.

Оттуда было вдвойне очевиднее, что любое действие, предпринятое ионийцами, заведомо обречено, а всевидящее око Царя Царей скоро бросит беспощадный взгляд и на их город. Поэтому афиняне запаниковали. Кипучий энтузиазм, побуждавший демократию к ее первым дурманящим победам, давно выветрился.

Поражение в Ионии - не то что разбитый в кровь нос. На целых десять лет афиняне оказались втянутыми в обременительную войну с маленьким, но страшно неспокойным островом Эгина, где афиняне получили на свою голову настоящее осиное гнездо пиратов и пронырливых обирал. И островок этот располагался примерно миль на пятнадцать южнее Саламина, в самом сердце Саронического залива, аккуратно перегородив им выход в море.

Афинянам, чьей политикой исконно распоряжались землевладельцы, как прирожденным сухопутным крысам, зарывшимся в родную почву, и в голову не приходило начать строительство военного флота. Даже несносные грабители с острова Эгина не подвигли их на этот труд. А кто мог вложить в это денежки? Яснее ясного, не беднота.

Но и не богачи, давно привыкшие, что их дело - стоять в строю, сражаться с щитом и копьем на твердой земле, как подобает всем мужчинам их сословия, тем, кому по средствам приобрести вооружение. Так они поступали испокон веков. Но эта недооценка морской мощи, хотя она и ограждала гоплита от недостойной участи - в поте лица кряхтеть на веслах, мало что давала в затяжном конфликте с Эгиной.

И до того бессильны были афиняне в данном вопросе, что однажды им пришлось беспомощно наблюдать, как целую гавань охватило пламя. В самом деле, обширную Фалерскую бухту оборонять было нелегко, а пираты с Эгииы ни под каким видом не могли напасть на Афины с суши; но один вопрос, в частности, не мог не беспокоить участников голосования: если им никак не удается приструнить крошечный островок вблизи берега, то какова реальная надежда противостоять праведному гневу супердержавы?


25-09-2013, 11:41   |   Категория: Немного с истории   |   Просмотров: 2225
Похожие новости:
Добавление комментария