Погребение царя

Тело почившего царя, покрытое воском, положенное на великолепную колесницу, запряженную лошадьми с подстриженными гривами, под всеобщий плач и скорбь было вывезено из Персеполиса. Во главе с Ксерксом все население города следовало за погребальными дрогами; люди громко рыдали и рвали на себе волосы. На далеких известковых холмах, на склоне утеса Дария ожидала выбитая в камне царская усыпальница. В ней Великий Царь обрел вечный покой, и по всему Персеполису, всей Персии и во всех сатрапиях империи, на которых почило благословение Арты, священные огни, поддерживавшиеся в течение всех тридцати шести лет правления Дария, были торжественно потушены, и только тлеющие угли остались догорать в золе.

Алтари не зажгутся вновь, а царствование Ксеркса официально не начнется, пока он не побывает на севере, в Пасаргадах, где причастится тайн, известных только мудрейшим из магов, передать которые дозволено только царю. Исполняя посвятительный обряд, Ксеркс прежде всего «снимает свою одежду и облачается в платье, которое носил Кир до того, как взошел на престол».

Далее он отведывает разные блюда, приготовленные для него магами, колдовские смеси из кислого молока и священных трав. В правую руку ему вкладывают скипетр, витая тиара - царственный «кидарис» - водружается на голову. И вот Ксеркса выводят на ослепительное сияние персидского дня. Сатрапы, высшие сановники и ждущая его появления бурлящая толпа, все, кто собрался в Пасаргадах ради этого момента, простираются перед ним ниц, ибо таков отныне их долг и честь - поступать так каждый раз при виде царя. Ксеркс во всем своем блеске стоит перед народом Персии - наследник Кира и избранник Ахурамазды, живое воплощение обоих.

Нельзя сказать, чтобы Ксеркс долго упивался всенародным ликованием. Неотложные дела уже ждали его. Подхватив бразды Дариевой власти, Ксеркс вскоре оставил свою столицу праздновать, а сам направился в Египет. Обрушившись на мятежников, он энергичными действиями тут же доказал, что оправдывает надежды своего отца, что он - «яблоко от яблони».

В итоге мятеж не просто был подавлен: Ксеркс, проявив типично отцовский конструктивный непотизм, оставил править в Египте в качестве сатрапа одного из своих многочисленных братьев. Причем новый Великий Царь, даже более ревностно, чем Дарий на его месте, расценивал свою победу не столько как триумф над простыми смертными, но как преодоление враждебных сил космического зла.

Он считал, что страны, где поклоняются мнимым богам - дайвам, должны быть усмирены силой, их святилища стерты с лица земли, а владения, подпавшие под власть Лжи, обращены в новую веру во имя служения Правде. Таков руководящий принцип персидского народа на весь период царствования Ксеркса. И не существует иного пути к добродетели, кроме указанного царем: «Человек, который уважает Закон, данный Ахурамаздой, который относится к Ахурамазде и Арте с подобающим почтением, найдет счастье в жизни и будет благословен после смерти». Будучи Царем Царей, Ксеркс, он же «Царь Персии и Царь Земель», никогда не забывал о той беспримерной власти, что доверена ему для некой священной и значительной цели.


6-10-2013, 06:13   |   Категория: Немного с истории   |   Просмотров: 2205
Похожие новости:
Добавление комментария