Что касается давно волновавшего Вашингтон вопроса о вовлечении Испании в НАТО, для Ариаса Наварро и его министров на сей счет не существовало никаких сомнений. Они были готовы ринуться в эту организацию и ждали лишь соответствующего сигнала из-за океана. Выступая перед представителями высшего света и членами дипломатического корпуса в мадридском клубе «XXI век», Ареильса говорил о предстоящем присоединении к НАТО как о чем-то само собой разумеющемся. Его волновало лишь одно: «При вступлении в эту организацию наши вооруженные силы должны быть современными и действенными».
Однако после смерти каудильо прошло слишком мало времени, и западноевропейские союзники США не были готовы изменить свою отрицательную позицию по данному вопросу, ожидая дальнейшего развития событий в Испании. В этих условиях на одно из первых мест выдвигалась проблема более тесного сотрудничества с Западом в области экономики.
9 февраля 1976 г. испанская песета была в очередной раз девальвирована (на 10 %) по отношению к доллару США. Объясняя необходимость этой меры, заместитель председателя правительства по экономическим вопросам X. М. Вильяр Мир напомнил, что в предыдущие два года платежный баланс страны сводился с дефицитом в 3 млрд. долл. В результате девальвации, по его словам, этот дефицит должен был сократиться. Кроме того, правительство рассчитывало стимулировать дальнейший приток в страну иностранной валюты.
Сразу же после смерти Франко испанская дипломатия возобновила усилия, направленные на сближение с «Общим рынком». Во время состоявшейся в Париже Конференции по международному экономическому сотрудничеству X. М. де Ареильса активно обсуждал этот вопрос с руководителями делегаций стран - членов ЕЭС. Беседуя с журналистами, он заверил, что «переговоры о заключении соглашения возобновятся и речь пойдет о сближении Испании с сообществом».
В течение зимы и весны 1976 года министр иностранных дел Испании посетил столицы всех девяти стран, входивших в Европейское экономическое сообщество.