В обращении, вызвавшем недоумение даже в правых кругах, он всячески восхвалял «эру Франко», как бы противопоставляя «сильного» диктатора «слабому» королю. Председатель правительства обещал реорганизовать кортесы и восстановить в неопределенном будущем всеобщее избирательное право. Однако эти обещания были обставлены такими условиями и оговорками, что планируемые реформы лишались какого бы то ни было реального содержания.
Испанские демократы ответили на колебания властей усилением борьбы за демонтаж диктатуры. Согласно официальным данным, в течение первой половины 1976 года в результате забастовок было потеряно 70 млн. рабочих часов. Невиданного размаха достигла общенациональная кампания за освобождение узников диктатуры. Волнения затронули все области и провинции, все сколько-нибудь крупные города.
Все говорило о назревании конфликта между главой государства и председателем правительства, причем обстановка накалялась день ото дня. Через несколько дней после телевизионного выступления Ариаса Наварро Хуан Карлос пригласил для беседы одного за другим несколько деятелей антифранкистской оппозиции. Ультраправые ответили организацией кровавой расправы над участниками движения монархистов-оппозиционеров в Монтехурре.
В конце мая король выехал с официальным визитом за океан. По словам наблюдателей, он предпринял эту поездку, чтобы объяснить американским руководителям свои планы относительно изменения режима и попытаться убедить Вашингтон способствовать их осуществлению или по крайней мере не мешать им.
По мнению - Ареильсы, главная цель визита Хуана Карлоса в Соединенные Штаты заключалась в том, чтобы «представить отчет, чем является Испания, показать образ Испании международному сообществу». Поводом для визита, добавил министр, послужило празднование 200-летия независимости Соединенных Штатов Америки.