12 ноября 1980 г. началась мадридская встреча государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Открывая встречу, А. Суарес сказал:
- Я думаю, что в такие моменты, как нынешний, когда складывается обстановка кризиса, необходимо с большей четкостью сознавать необходимость диалога, переговоров и достижения согласия... Порой нам кажется, что мы присутствуем при диалоге глухих. Мы призываем всех к разрядке... Необходимо прийти к новой концепции разрядки, приемлемой для всех. Она должна включать в себя отказ от попыток получить односторонние преимущества, с тем чтобы никто не мог чувствовать себя под угрозой... Позвольте мне призвать вас к диалогу, напомнить, что конфронтация может вызвать острую напряженность и погубить наши народы, и подчеркнуть, что ответственность за развитие обстановки носит коллективный характер и что мы должны объединиться во имя мира, сотрудничества и взаимного уважения.
Официальное открытие мадридской встречи совпало с проведением в испанской столице XV конгресса Социалистического интернационала. Впервые конгресс Социнтерна собрался на испанской земле (это было своего рода признание прогресса на пути демократизации Испании). Заключительная резолюция, принятая конгрессом, указывала, что Социалистический интернационал выступает за разоружение, а также за контроль над вооружениями и призывает к тому, чтобы Договор ОСВ-2 был ратифицирован.
За долгие годы американские руководители привыкли мыслить лишь категориями подготовки к войне. Отказ от конфронтации и установление нормальных отношений между всеми государствами, широкое сотрудничество капиталистических и социалистических стран казались им чем-то противоестественным. А посему даже робкие и не всегда последовательные попытки правительства Суареса отмежеваться от политики блоков и установить дружеские связи с каждым, кто был готов к сотрудничеству, вызвали недоверие и подозрительность в Вашингтоне.