Слушая предложения Фемистокла, богачи призадумались о том, у кого из них можно выманить средства, необходимые для новой затеи. Не удивительно, что с устранением традиционных сторонников реакции, глав больших семейных кланов, высшие классы стали в отчаянии озираться по сторонам в поисках альтернативного кандидата. Долго искать не пришлось. Аристид, тот самый, что вместе с Фемистоклом защищал слабый центр фаланги под Марафоном, к середине 480-х гг. до н. э. стал проявлять себя как его злейший враг и активнейший оппонент. Даже при сравнении их характеров виднелось их диаметральное различие.
Если Фемистокла признавали проходимцем, до крайности двуличным и хитрым человеком, то Аристида его последователи превозносили в качестве высшего образца правдивости и неподдельной добродетели. Тогда как Фемистокл ославил себя взятками, получаемыми при каждом удобном случае, его конкурент пользовался репутацией человека бедного и чрезвычайно честного. Об этом говорит тот факт, что, когда афинская армия кинулась к Фалеру в отчаянном марш-броске, Аристид оставался на поле сражения и ему была доверена вся добыча. «Справедливым» называли его почитатели; прозвище, которое этот великий человек без малейшего смущения себе присвоил.
Независимо от взятого псевдонима Аристид, по правде говоря, проявлял не меньшую ловкость в политических махинациях, чем Фемистокл. Далекий от того, чтобы «избегать запутанных распрей, и прокладывая спой собственный путь», как он пытался сделать вид, Аристид на самом деле являлся виртуозным мастером хитросплетений.
Если Фемистоклу приходилось приумножать свой политический опыт за счет невежественных выскочек, Аристид сразу метил на самый верх, для чего добился дружеского расположения Клисфена. Да и его поза суровой бедности была не более чем продуманной уловкой, хотя он не до такой степени замарал руки взятками, как Фемистокл, но это скорее потому, что, будучи владельцем большого поместья в Фалере и являясь близким родственником богатейших людей Афин, вряд ли в них нуждался.
Как тогда объяснить особую власть Аристида над электоратом? Он был выдвинут от дсма Апопеки, деревни, расположенной южнее Афин, и его оппоненты особенно сильно упирали на то, что это Название в греческом языке напоминает слово «аіорех» (лиса). Но, таким образом, в обвинениях против Аристида можно зайти слишком далеко. Лицемерие, что легко продемонстрировать на наглядных примерах, - настоящий источник жизненной силы демократии.