Или Дария больше устраивала эта формулировка? Однако мифология, прикрывавшая его пропаганду, не была выдумана им. Если в ней коренилось почтение к Арте, разделявшееся всеми ариями, то, в таком случае, это вело к еще более безжалостному дуализму. «Судьбы-близнецы Обманщика и Праведного Человека» - это слова не Дария, а самого легендарного из пророков Зороастра (Заратуштры), того самого, кто объявил остолбеневшему миру о том, что тот является полем битвы между добром и злом.
И в этой великой войне шел смертельный бой между всем и вся, ибо пророк, продолжая излагать неведомое учение, утверждал, что сферы Космоса не будут обращаться бесконечно, как считалось прежде, но приблизятся к могучему завершению, вселенскому апокалипсису, в котором Правда уничтожит все проявления лжи и на их обломках установит вечное царствие мира.
Руководить этим финалом и решающей победой будет Повелитель Жизни, Мудрости и Света, сам Ахурамазда - не один из целого сонмища божеств, как обычно думали иранцы, а верховный, всемогущий, единственный и предвечный бог. От него, будто пламя, перебегающее от одного сигнального огня к другому, происходит все доброе в мире: шесть великих эманации его вечного света - Амеша Спентас, благодетельные и бессмертные; еще более широкий пантеон благодетельных духов; мир в многообразии своих красот; растения и животные; преданный и неизменно праведный пес; и, наконец, благороднейшее из всех созданий - сам человек.
«Отомкни свои уши, дабы услышать Добрую Весть - смотри на пламя ясным взглядом своей мысли!» - провозгласил пророк, побуждая человечество к великим открытиям, которые его ожидали. «У вас есть выбор, какой религии следовать, у каждого порознь, через ту свободу, что дана каждому в могущественном испытании жизни». Выбери Обман и дорогу Лжи, и разверзнется хаос; выбери правильный путь, тропу порядка, спокойствия и надежды.
Был ли Дарий первым узурпатором, осознавшим, насколько полезной для осуществления его целей может оказаться эта великая религия мира и справедливости? Вначале учение Зороастра представляло собой головоломную загадку даже для его собственных последователей. Существовала легенда, будто пророк оказался единственным младенцем, который при появлении на свет смеялся, а не плакал; что первое явление ему Ахурамазды произошло в возрасте тридцати лет у реки; что в возрасте семидесяти семи он пал от ножа бандита - таковы были отрывочные биографические сведения, бережно хранимые преданными последователями.
Но, когда он жил и где, существовали разноречивые мнения: одни относили время его жизни к началу времен, другие - к царствованию царя Астиага; кто-то считал, что он вырос в Бактрии,- а кто-то - что родом он из степей. В чем, однако, все соглашались, так это в том, что он не был ни мидянином, ни персом - первые сведения о его учении попали в Загрос с востока.