Уникальная восточная философия войны. Хью Стрэчен

Трактат прусского военного теоретика Карла фон Клаузевица «О войне», написанный в первой половине XIX века, считается общепризнанным шедевром военной мысли и ключом к западному пониманию философии войны. Фон Клаузевиц говорит, что война - это применение силы и что применение силы не может быть ограниченным. Под влиянием этой теории многие западные военные стратеги защищали неограниченное использование военной силы. Они выбирали соответствующее оружие и выступали за «полную победу». Однако после появления ядерного оружия эти стратеги вынуждены пыли пересмотреть Теорию «неограниченного использования силы» - подобное использование способно привести к самоуничтожению или к взаимному уничтожению. В результате в конце XX века появилась теория «постепенной эскалации», которая содержит в себе концепцию «победы без войны».

В «Искусстве войны» Сунь Цзы есть положение, восхищающее военных стратегов всего мира: «Сражаться и стремиться к захватам во всех войнах не есть высшее умение; высшее совершенство состоит в том, чтобы сломить сопротивление врага без сражений». Супь У советовал для достижения победы вначале использовать стратегию, а за ней - дипломатию. Затем следует вторжение и наконец осада городов и крепостей противника. Это и есть теория «постепенной эскалации», предложенная Сунь Цзы за 2 тысячи лет до западной теории «постепенной эскалации», появившейся в 90-х годах XX века.

Причины того, почему китайская философия войны ценит победу без боя, заключены в глубоком понимании китайцами войны и ясном осознании ее последствий.

Лао-цзы говорил, что «бинь» (война или оружие) представляет собой ужасную вещь, которую доблестный муж не использует без нужды, но и в таком случае лишь в строго необходимых пределах. Слово «бинь», которое употреби; Лао-цзы, некоторые ученые трактуют как «оружие» и в широком смысле «война». Лао-цзы полагал, что война - это зло и воевать следует только по необходимости. Война должна быть подчинена высоким целям, вести се следует взвешенно и обдуманно. Хорошая жизнь - это спокойная жизнь без войн или столкновений.

Сунь Цзы полагал, что война серьезно подрывает обе стороны - и победившую, и побежденную - и нельзя гарантировать, что кто-нибудь в суматохе военных действий не воспользуется победой в своих целях. Даже самый способный правитель, одержавший победу, может столкнуться с большими трудностями при преодолений последствий войны.

Таким образом, с теоретической точки зрения войн не должно быть, однако в реальности они происходят. Вот почему китайские мудрецы отстаивали сдержанность и дисциплинированность при ведении войн, что достигается «благородством» и «справедливостью». Это уникальный китайский вклад в искусство войны!

Лао-цзы говорил: до тех пор пока император следует «благородству» и не пытается завоевать мир войной, все политические и государственные проблемы легко решаются. Следует помнить, что от войн не стоит ждать ничего хорошего: урожай гибнет, а поля зарастают дикой травой. После военного похода в стране продолжаются сражения, убийства и хаос.

Сунь Цзы (Сунь У) пишет, что умелый полководец может обеспечить мир и порядок в обществе. Помня это, он обязан использовать подвернувшуюся возможность, чтобы одержать решительную победу. Мудрые советники должны помочь императору и его народу вместе решить, стоит ли воевать, научить не бояться предстоящих трудностей и защищать достигнутое согласие не на жизнь, а на смерть.

Мэн-цзы говорил, что никто в мире не сравнится с благородным мужем и послать в сражение армию, вооруженную «благородством», против армии, не обладающей этим достоинством, означает обеспечить победу и предотвратить ненужные жертвы. Его знаменитые слова «Никто в мире не сравнится с благородным мужем» и «Справедливое дело обладает широкой поддержкой, несправедливое дело находит лишь малую» знакомы практически каждому китайцу.

Традиционная китайская политическая культура всегда придерживалась принципа «народной политики». Данная политика, что «народ является основой государства» и что «вода может и нести лодку, и опрокинуть ее». Вот почему в китайской военной культуре при опенке решения начать войну всегда использовались критерии «благородство» и «справедливость», чтобы понять, принесет ли она благо народу. В старинном трактате об искусстве войны «Искусство войны Сыма» сказано, что если одна страна нападет на другую, но при этом заботится о защите мирных граждан этой страны, то нападение является благородным и при нем можно использовать любые средства. Прибегнуть к войне, чтобы остановить войну, хотя это и повлечет за собой сражения и гибель людей, является морально оправданным, поэтому такое нападение справедливо. В трактате также сказано, что хотя при необходимости война оправданна, она не должна мешать сельскому хозяйству и увеличивать страдания людей. Разумеется, эту же концепцию следует применять и по отношению к собственным гражданам.

Китайские стратеги всегда уделяли первостепенное внимание природе войны является ли она справедливой и ведется ли благородно. Вот почему во время войны появляются призывы «Смерть тиранам, благо народу», «Спасти народ от страданий», «Облетит народную боль», «Наказывать лишь виноватых» и «Не наносить вреда невиновным». Справедливая война может быть оправданной, несправедливая - нет. «Справедливое войско отстаивает правое дело» - ведущая мысль военных стратегов всех династий. Это лежит в основе побед и поддержания высокого морального духа народа.

Китайская военная философия впервые в мире уделила внимание моральным аспектам войны и ее справедливому ведению. Китайская военная культура использует в качестве основополагающих понятия «благородство» и «справедливость» и не допускает эскалацию войны до неконтролируемого уровня. Основной акцент делается не на военную силу и неограниченное ее использование, а скорее - на победу без боя.


7-05-2013, 09:43   |   Категория: Художественные книги   |   Просмотров: 3354
Похожие новости:
  • Добавление комментария