Радиоактивные итоги

Во время эксперимента «Бэйкер» кипящая масса радиоактивных воды и пара обрушилась почти на все корабли, оставшиеся на плаву, и произошло заражение воды в лагуне. Радиоактивные частицы прилипали к деревянному настилу палуб и к краске, окалине и смазке. Несколько недель после испытаний моряки пытались удалить радиоактивные осадки мылом и щелоком, на борт зараженных кораблей отправлялись бригады, которые должны были соскребать краску, ржавчину и окалину щетками с длинными рукоятками, пемзой и любыми иными «подручными средствами», однако избавиться от радиации так и не удалось. Дэвид Брэдли, занимавшийся измерением радиации, впоследствии писал:

Несмотря на все усилия, бригады моряков, занимавшихся дезактивацией, получили разные, в том числе и высокие, дозы радиации. На фото - экипаж поврежденной при испытании «Эйбл» подводной лодки «Скейт» стоит на ее палубе. Радиометры зафиксировали чрезмерно высокий уровень радиации, и экипаж покинул лодку. Ее отбуксировали в залив Сан-Франциско, обследовали, а в октябре 1948 г. затопили у побережья Калифорнии. Большинство кораблей из эскадры мишеней уцелели при воздействии ударной волны и высокой температуры при взрыве двух атомных бомб, но не выдержали высокого уровня радиации.

Я тщательно обследовал палубу и обнаружил, что уровень радиации сильно меняется в пределах нескольких футов... Когда мы с этим покончили, бригадир прогнал всех нас с корабля... Однако после того как палубу промыли дочиста сильной струей воды, оказалось, что невидимые источники эманации все равно остались... Бригадир ошеломленно смотрел на мой счетчик Гейгера.

Уровень заражения кораблей-мишеней был различным, причем иногда настолько высоким, что на борт некоторых кораблей очень долго было опасно подниматься. Например, на борту эсминца можно было находиться не более восьми минут, что соответствовало получению максимально допустимой дозы облучения.

Проблема усугубилась еще больше, когда обнаружилось, что корабли поддержки также постепенно проявляют признаки заражения. Его источником была морская вода, которая вызывала радиацию корпусов ниже ватерлинии, но постепенно уровень радиации начинал возрастать и внутри кораблей. Блэнди беспокоило то, что не хватало радиометров и другого оборудования и происходит «накопление источников опасности»; поэтому, прислушавшись к совету специалистов по радиации, Блэнди отменил планы проведения третьего испытания и 10 августа приказал затопить наиболее поврежденные корабли.

Итак, операция «Перекресток» распрощалась с Бикини, а за ней «потащилась» эскадра побитых и зараженных кораблей - она прошла мимо близлежащего Квад-желейна и затем двинулась к Пёрл-Харбору, Бремертону (штат Вашингтон), мысу Хантер и острову Мэйр в Калифорнии. Там с судов сняли и как попало бросили боеприпасы, которые потом будут ржаветь здесь. В конечном счете почти все, за небольшим исключением, корабли, участвовавшие в операции «Перекресток», были затоплены после того, как их «списали» на различных военно-морских базах. Один из кораблей, а именно немецкий крейсер «Принц Ойген», перевернулся и затонул в атолле Кваджелейн. В это же время начало все больше погибать животных, снятых с кораблей-мишеней, причем погибали даже те из них, которые находились внизу, под бронепалубой. Этот урок был усвоен учеными и военными, они по следам испытаний заявили, что «с военной точки зрения, способность бомбы убивать людей или, путем травм, воздействовать на их способность вести боевые действия, имеет первостепенное значение».


3-03-2012, 06:03   |   Категория: Загадки истории   |   Просмотров: 2045
Похожие новости:
Добавление комментария