По словам К. Функена, Октябрьская революция представляла собой не социалистическую, а, как уже часто утверждали до него, «слишком рано» совершившуюся, одновременно антифеодальную, буржуазную и социалистическую революцию.
Неотроцкист Исаак Дойчер в 1967 г. аналогичным образом охарактеризовал Октябрьскую революцию как комбинацию равноценных буржуазных и социалистических компонентов. Социал-демократ, специалист в области политических наук Пауль Маттик писал в 1970 г.: «Русская революция была одновременно буржуазной, пролетарской и крестьянской революцией, но именно крестьянский характер определял лицо революции в целом и обеспечил ее успех». Ю. П. Неттль назвал Октябрьскую революцию по своей сущности «буржуазно-социалистической» .
Эти формулировки не являются результатом недостаточных научных знаний или же выражением произвола. Названные авторы были и остаются отличными знатоками исторических фактов. Расплывчатость и научная неточность их определений есть результат приверженности к распространенной до сих пор теории модернизации, согласно которой социальные революции должны получать не материалистическое объяснение на основании противоречий между производительными силами и производственными отношениями и вытекающего отсюда антагонизма классовых структур и обострившейся классовой борьбы, а скорее абстрактное объяснение - из столкновения форм сознания и отставания господствующих структур от повсеместно начавшейся индустриализации и социальной перестройки.
Проповедники теории модернизации отсталых стран рассматривают такие категории, как индустриализация, возрастающая мобильность широких слоев, развитие образования, рационализация форм политической власти, урбанизация, распространение парламентаризма, коллективные формы поведения и виды менталитета, расширение общественных форм коммуникации и тому подобные факторы в качестве решающих критериев, с помощью которых можно судить о модернизации в конкретном случае и в исторической ретроспективе.
Основополагающие элементы структуры общественно-экономических формаций
Цель состоит в разработке теории или набора теорий, пригодных для объяснения многообразных процессов общественного развития в новое время и способных научно охватить историческое превращение «традиционных аграрных обществ» в «комплексные общества», т. е. в современные индустриальные и цивилизованные государства. Основополагающие элементы структуры общественно-экономических формаций остаются неучтенными, диалектика производительных сил и производственных отношений отражена в столь же малой степени, как и совокупность классовых противоречий, которые в социальной революции в исторически короткий срок концентрируются и взрываются.
Ведущие буржуазные социологи признали, что не последней задачей теории модернизации является создание убедительного противовеса марксистско-ленинскому пониманию истории и его теории революции. Речь идет о том, чтобы нивелировать революционную смену общественного порядка, основанного на классовых антагонизмах, социалистическим обществом и выхолостить социальную основу революций XX в. Революции меркнут, превращаясь в «эпизодические события» в рамках эпохальных трансформаций.
В этом отношении теории индустриального общества и модернизации сходны между собой: обе они превратно, в статичной форме, нарушая принципы историзма, трактуют позднюю фазу буржуазного общества. Вместе с тем между обеими теориями существуют также и важные различия, имеющие большое значение для буржуазного исследования революций. Теория индустриального общества ориентируется на экономический рост, на преобладающее влияние экономики по сравнению со всеми другими сферами общества и тем самым невольно указывает на материальный фактор как основополагающий в историческом процессе.
Внутри буржуазной исторической науки возникла также и реальная угроза столкновения с непоследовательностью и бессодержательностью идеалистической интерпретации истории общества, тем более что эйфория, вызванная экономическим подъемом 50-х годов - временем распространения теории единого индустриального общества, стала несовместима с последующими кризисными явлениями, охватившими мировую экономическую систему капитализма.