Археологи нашли остатки деревни Цзян, существовавшей 6 тысяч лет назад. Вокруг деревенской площади было сто двадцать домов, располагавшихся, по-видимому, пятью группами. При раскопках найдено три глиняных музыкальных инструмента, в одном из них - три отверстия, при помощи которых нетрудно издавать шесть различных гонов. До этого полагали, что в китайской музыке используются лишь пять топов: гун, шан, цзюэ, чжи и юй, соответствующих нотам до, ре, ми, соль и ля. Это замечательное открытие изменило бытующие взгляды и показало, что 6 тысяч лет назад в музыке использовали по меньшей мере шесть топов, один из которых является полутоном (измененное чжи, соответствующее ноте фа).
«Шесть классических искусств», перечисляемых Конфуцием, включали в себя и музыку. Конфуций считал обучение музыке важной составной частью образования. Музыка способна вдохновлять учеников на воспитание в себе высоких моральных качеств и смягчать характеры, делая их гармоничными. Эта концепция, в соответствии с которой музыка неразрывно связана с моральными обязательствами и эстетикой, и сегодня определяет систему образования и практическую деятельность.
Цзин Кэ, известный своим покушением на жизнь императора Цинь, был близко дружен с Гао Цзяньли из царства Янь, выдающимся мастером игры на лютне чжу (род лютни, похожей на гучжэн, но па пей играют с помощью небольшого деревянного плектра). Гао не было равных в игре на чжу, и лишь под его аккомпанемент Цзин Кэ мог блестяще исполнять свой танец с мечом. Когда покушение Цзин Кэ на императора Цинь не удалось, Гао Цзяньли решил отомстить за друга. Император Инчжэнь знал, что Гао Цзяньли желает его смерти, однако не мог побороть искушения послушать его игру на чжу. Он приказал ослепить Гао на оба глаза, после чего велел тому явиться ко двору и играть. Гао тайком наполнил лютню свинцом и посреди концерта, воспользовавшись инструментом как дубинкой, попытался убить императора, за что был казнен. Эта история трагедии, верности, искренности, наполненная мелодичными, утонченными звуками чжу, вдохновляла целые поколения художников. В нате время по се мотивам поставлена пьеса и снят кинофильм.
При раскопках в провинции Хубэй были обнаружены музыкальные колокола эпохи Воюющих царств. Они настолько хорошо сохранились, что музыканты смогли исполнять на них произведения Бетховена. Большой ударный инструмент, сделанный из камня и найденный при раскопках в развалинах Инь в Аньяне (провинция Хэнань) также обладает совершенным музыкальным тоном и мелодичным, протяжным звуком. В рассказе «Подражание игре на юй» (юй - древний музыкальный инструмент типа свирели, состоящий из шести стволов) описывается игра большого оркестра из трехсот исполнителей в эпоху Вёсен и Осеней. Если бы такого оркестра не существовало, как бы мог кто подражать игре на юй? Найденные колокола эпохи Воюющих царств доказывают, что уже 2 тысячи лет назад китайцы знали и использовали двенадцатитоновую октаву, содержащую полутона. Император Сюаньцзун из династии Тан собирал для представлений десятки тысяч музыкантов и танцоров и сам выступал в роли ведущего исполнителя и дирижера. Такое зрелище нелегко представить себе и сегодня... После династий Сун и Юань появилась «синтетическая музыка». Одновременно звучали музыка, пение и мелодекламация. Во времена династии Юань музыка разделилась на северную и южную. Опера «Куньцюй» возникла во времена династии Мин, а при династии Цин появилась пекинская опера, в которой соединились разные виды искусства.
Баллады различного происхождения - как, например, «Хуаэр» из провинций Цинхай и Ганьсу, «Старинная музыка Наси», тысячи лет известная в провинции Юньнань, народны песни из провинции Сычу-ань и северо-западные «Синь Тян Ю» - обладают характерными особенностями. Баллады Сииьцзяна и Тибета, двойные хоры народности мяо можно по праву отнести к мировым музыкальным сокровищам.
Пьеса для эрху «Эрцюань Ипъюе» («В водах.) цюани отражается луна»), которую сочинил слепой народный музыкант Хуа Яньцзюиь (слепец Л Вин), считается выдающейся инструментальной пьесой, которая стоит в одном ряду с шедеврами мировой музыки. Японец СейджиОзава, знаменитый современный дирижер, волнуется каждый раз, когда слышит «Эрцюань Ипъюе», а когда дирижирует оркестром, исполняющим эту классическую пьесу, то не может сдержать слез. Выходя поблагодарить зрителей, маэстро Озава всё еще находился под впечатлением этой чарующей мелодии.
Китай никогда не преклонялся перед чужеземной музыкой - в стране всегда были великие музыканты и богатые музыкальные традиции.