Важность вкуса в жизни греков

Даже женщина, если ее вкус отличался элегантностью, носившая золотые украшения и ходившая в одежде из мягких, ярко окрашенных тканей, могла надеяться хоть краем глаза увидеть божество и заговорить с ним: «Приди, славная радужным троном своим бессмертная богиня любви, как приходила ты раньше, откликаясь на мои далекие зовы, покинув дворец своего отца и мчась в золотой колеснице, что проворно несли по небу на трепещущих крылышках воробушки с горних высей на темную землю!» Стоило возносить подобную молитву! Ведь удовольствие, надлежащим образом испытанное, вполне способно облегчить сердца смертных, а званый обед порой лучше влияет на общественное устройство, чем любая официальная власть.

Искушения высшего общества, как водится, изящные и благовонные, оказывали особое влияние на тех, кто мог придать им пленительную духовность. Вкус наравне с высокородным происхождением стал отличительным качеством элиты. Однако то, что служило его отличительной чертой, в то же время грозило обернуться свой опасной стороной. Неодолимая страсть к предметам роскоши, большую часть из которых приходилось везти на судах из далеких привлекательных стран, неизбежно способствовала росту состояния тех, у кого был талант к заморской торговле.

Капитал, который прежде практически имелся только у представителей знатного сословия, постепенно становился все более текучим. К 600 году до н. э. в ионийских городах появилось исключительной важности нововведение - монетная система. В ближайшие десятилетия это новшество из-за Эгейского моря достигло Греции, где началась циркуляция металлических денег. Аристократия отреагировала на это (что не удивительно) с тревогой и растущим неприятием.

Перспектива, что торговец сможет позволить себе тратить деньги наравне с Евпатридом, выводила знать из себя, она стала огрызаться все злее и исступленнее. Нуворишам давали кличку kakoi, то есть низкородный, отвратительный, мошенник. А те лишь пожимали плечами и продолжали грести кучи денег. В те далекие дни какой-то спартанец однажды сделал заключение, будто «человек - это не что иное, как принадлежащая ему сумма денег». Подходящий лозунг для нового века! «Золото есть то единственное, что определяет нынче породу», - так мог думать, кусая от досады губы, деклассированный аристократ. - И другого основания для почитания нет».

Сами спартанцы, некогда уже испытавшие подобную досаду, давно изобрели целительное средство от нее. Многим в Аттике 590-х годов до н. э. казалось, что история повторяется. Снова, как за столетие до этого в Лакедемоне, целый регион Греции оказался обессилен аграрным кризисом. Никогда еще рынок собственности не был таким «текучим».


11-09-2013, 03:20   |   Категория: Немного с истории   |   Просмотров: 1986
Похожие новости:
Добавление комментария