Духовные ценности Ксеркса

И не только деревьям. Ксеркс, содержа свой сад - необъятную империю, восхищался преданными ему слугами и щедрыми наградами одаривал их, точь-в-точь, как одарил платановое дерево. «Ибо какие одежды могут сравниться в красоте, как не те, что Царь преподносит своим друзьям? Чьи дары - браслеты ли, или ожерелья, или лошади в сбруе, испещренной золотом, - столь замечательны?».

Экспедиция Ксеркса, целью которой была Европа, хотя с ее помощью предстояло показать, какое безумие - пренебрегать милостями Великого Царя, должна была выполнить и более мирную задачу. Отдаленные сатрапии, до сей поры жестоко обойденные царским вниманием, могли теперь пользоваться высокой привилегией, оказывая почести Царю Царей лично. Подданные, когда он проезжал через их города, стеной стояли по обеим сторонам дороги. Они бросали цветы под копыта нисейских коней, простирались ниц в пыли; свита, следуя позади властелина, собирала подарки и петиции; стражи с бичами в руках осаживали стонущую, рыдающую толпу, надзирая, чтобы и в неистовстве ликования у людей сохранялось представление о подобающем каждому месте.

Само собой разумелось, что подданные Великого Царя, будь то крестьяне или плутократия, ничего не могли предложить своему господину, что бы ему и так не принадлежало. Но Ксеркс, обратив свет своего монаршего благоволения к тем, кто был слишком ничтожен, мог позволить себе быть и величественным, и милосердным. «Как щедро, - хвастал он, - я переплачиваю тем, кому при мне хорошо». Даже греки, если они только подчинятся Великому Царю, могли надеяться снискать, как это произошло с Демаратом, непревзойденные почести, щедрые подарки. По сути, в этом и заключается взаимная выгодность всемирной монархии. Ксерксу, прежде чем собрать урожай, тоже следовало посадить растение.

Однако кто станет отрицать, что цветы время от времени нужно подрезать. Слуги - не то, что растения, и временами заходили слишком далеко. Ксеркс незадолго до того, как увидеть дороги, платан, столь поразивший его своей красотой, имел поучительный разговор с Пифием, лидийцем, пользовавшимся славой самого богатого простолюдина в мире.

За тридцать лет до описываемых событий этот плутократ, разбиравшийся во вкусах персов, подарил Дарию платановое дерево из чистого золота. Теперь же, чествуя Ксеркса, он не только накормил всю его армию, но и дал слово, что выделит средства для ее оснащения. Ксеркс небрежно отверг это предложение, но ему тем не менее было приятно.


14-10-2013, 07:53   |   Категория: Немного с истории   |   Просмотров: 2276
Похожие новости:
Добавление комментария