Династия Мин зародилась в 1368 году и сделала своим административным центром Ип Тян Фу (сегодняшний Панкин). В ранние годы правления династия Мин по-прежнему была первой в мире по развитию, и экономика ее продолжала прогрессировать. Регион, расположенный к югу от реки Янцзы и ставший экономическим центром во времена Пяти династии и Десяти царств, как и раньше, был при династии Мни первым в продвижении к гражданскому обществу. Здесь процветала внутренняя и внешняя торговля. Чжу Юаньчжап, основатель династии Мин. проводил политику, направленную на увеличение производства и на возвращение народа к нормальной жизни. Вскоре повал империя поднялась на ноги. После смерти Чжу Юаньчжана борьба за трон закончилась победой Чжу Ди, который принял императорский титул. Он стал Мин Чэнчжу, известным также под именем император Юн Лэ.
За время правления Мин Чэнчжу совершил три основных деяния.
Во-первых, он перенес столицу в Пекин. На девятнадцатый год правления Чжу Ди (1421 г.) перемещение было завершено. Сегодняшняя планировка города в основном соответствует Пекину того времени.
Во-вторых, он отправил Чжэи Хэ (1371 -1435) в путешествие к Западным Морям (в настоящее время это побережье Юго-Восточной Азии и Индийского океана к западу от Брунея). Чжу Ди также объявил, что «не следует использовать военную силу для завоевания пятнадцати царств в Южно-Китайском морс», что означало мирный подход в дипломатии. Был создан самый мощный и технически совершенный флот, пролетавший семь дальних плаваний, чтобы в дополнение к торговым операциям возвестить всем славу и культуру Китая.
В-третьих, он приказал составить «Юн Лэ Да Дян», или «Большую Энциклопедию Юн Лэ». Это самая ранняя и полная энциклопедия в Китае того времени, да и во всем мире. В общей сложности было выпущено 22877 томов. К сожалению, до наших дней дошло только 800 томов; остальные были уничтожены в последующие годы, особенно во время вторжения западных войск в Пекин в 1900 году.
С середины правления династии Мин экономика китайского общества начата процветать. В юго-восточном Китае города и деревни росли как грибы и славились новыми ремеслами и торговой деятельностью. Некоторые крестьяне оставили свою землю, став купцами и торговцами; другие же, у которых не было первоначальных накоплений, становились ремесленниками. Они, концентрируясь в маленьких и больших городах, образовали новое гражданское общество в Китае. Появление этих классов с присущей им предприимчивостью, равно как их свободомыслие и либерализм, ярко отражены в романах и рассказах времен Мин и Цин. Существовавшая более тысячи лет практика натуральной платы за аренду в более развитых в коммерческом отношении регионах уступала место денежной плате. Серебро стало законным платежным средством. Хотя бумажные деньги появились еще при династии Сун, при династии Мин они приобрели популярность. В обмен на серебро экспортировалось все большей больше шелка, фарфора, чая, джутовых и хлопковых тканей. Население Нанкина и Пекина перевалило за миллион человек. На Великом канале ветер раздувал паруса тысяч судов, что представляло собой захватывающее зрелище. Учан и Ханьян на реке Янцзы стали торговыми центрами.
Однако на горизонте уже сгущались тучи. Голландские, испанские и португальские пираты нападали на приморские города. Японские пираты и беззастенчивые китайские каботажные торговцы разоряли прибрежные поселения. На суше странствовали бездомные бродяги. Власть в судах была отдана скопцам, и несправедливость стала вопиющей. В северо-восточном Ляонине набирало силу племя нюйчжэн, представлявшее нарастающую угрозу правлению Мин.
В 1644 году вспыхнуло крестьянское восстание, которое возглавил Ли Цзычэи. Его армия, одерживая победу за победой, ворвалась в Пекин. Самоубийство императора Чупчжэня, последнего правителя из династии Мин. означало конец династии Мин. правившей 277 лет. Однако Ли не удалось создать собственное правительство. На престол взошел император Мапьчу. который и покончил с династией Мин.
Когда огромные армии Мапьчу (в русской исторической традиции - маньчжуры) вторглись в северный Китай, властители Мапьчу поначалу испробовали тактику очистки больших районов от населения, но вскоре поняли, что с гонять, с их земель и вводить туда войска непросто. Где бы ни появлялись воины Мапьчу, хапьцы, которых было большинство, выражали свое негодование. Возникали ссоры из-за мужских причесок, то казалось не обычно, однако в действительности было принципиально важным вопросом: либо хапьцы обладают правом следовать своим национальным обычаям, либо должны отказаться от них в угоду правителям Маньчу. Возникли также споры о том, надо ли придерживаться более прогрессивной культуры, обычаев и традиций народа хань ил и народу следует относительно устаревшие процессы производства, присущие Мапьчу. Этот конфликт становится ясен, если учесть, что чем более развитой была местная экономика, тем сильнее были протесты и сопротивление указам и распоряжениям новых властей. Жители юго-восточного Китая с давних нор считались самыми культурными и цивилизованными в стране, однако когда дело дошло до борьбы за сохранение собственного образа жизни, они проявили себя более несгибаемыми и настойчивыми, чем их северные сограждане, обычно считавшиеся самыми твердыми и храбрыми. Когда силы Маньчу осадили город Янчжоу, к северу от нижнего течения реки Янцзы, его жители оказали героическое сопротивление. В конце концов город сдался, и впавшие в ярость Маньчу из мести десять дней не прекращали поджоги и кровавую бойню. Другой город, Цзядин, оказал столь же упорное сопротивление и трижды пережил ужасную резню от рук Маньчу. Город Цзяпъип на южном берегу в нижнем течении реки Янцзы выдерживал осаду более 80 дней, а когда пал, то в живых оставалось лишь 53 его защитника. Эти задокументированные события оказывают, что экономически более развитые регионы сопротивлялись захвату со стороны относительно менее развитой экономической системы и представляющей ее власти.
Однако первые императоры династии Цин проводили более умеренную культурную политику. Они смогли преодолеть собственную национальную ограниченность и поощряли заимствование прогрессивных технологий, выработанных иными этническими группами, будучи вдохновленными представлением, что все китайцы составляют единую нацию. Ранними правителями Цин был выработан курс па ассимиляцию. .Западные миссионеры, как, например, немец Иоганн Адам Шаль фон Белл, назначались правительственными чиновниками. Познания в физике, астрономии, математике и химии, которыми делились миссионеры, высоко ценились п охотно использовались на практике китайскими придворными. Царствования императоров Катки, Юпчжена и Цюнлуиа расцениваются как время мира и процветания, как один из периодов расцвета феодального Китая. Тем временем внешний мир находился на ранней стадии индустриализации. Прогрессивные способы производства позволили резко повысить производительность труда. Новые машины, новые фабрики появлялись одна за другой. Западный мир, отстававший от Китая по общественному и экономическому развитию, вскоре обогнал его. Однако и в Китае при династиях Мин и Цин был заметен прогресс, особенно в первые годы правления Цин. Ранние властители Маньчу были достаточно предусмотрительны, чтобы принять меры к социальному и экономическому обновлению. Прекратилась внутренняя смута, удавалось сдерживать внешние угрозы, в результате территориальная целостность страны была сохранена. Мирная и стабильная политическая обстановка способствовала экономическому подъему. Не смотря на техническую отсталость, объединенная мощь Китая по сравнению с другими странами по-прежнему была впечатляющей. Население Китая, в начале правления Цин не превышавшее 100 млн, к копну династии выросло до 400 млн. Подобный рост уже сам по себе свидетельствовал об устойчивости китайской экономики.